Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Пятнадцать человек на сундук мертвеца

Кто не помнит начало знаменитой пиратской песенки из романа Ро-
берта Стивенсона «Остров сокровищ»? Ее пел Билли Бонс в трактире
«Адмирал Бенбоу». Отправляясь в опасное плавание и поднимая якорь, ее
затягивал по просьбе матросов Джон Сильвер, и вся команда дружно под-
хватывала:
— Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Но мало кому известно, что эта популярная среди моряков XVIII века
песня насчитывала семь куплетов и имела несколько вариантов. Ее пели на
мотив «Дуй, муссон Мэн Даун!», и она имела весьма примечательное на-
звание: «Страсти Билли Бонса». О самом Билли Бонсе, которого Стивен-
сон сделал персонажем своего романа, в песне ничего не говорится, из чего
можно заключить, что он и являлся автором слов.
Дадим небольшой комментарий, касающийся припева. Для слуха рус-
ского человека он более похож на гомерический хохот пиратов. На самом
деле, припев соответствует русскому «Раз, два, взяли!». Это очень важно,
когда команде корабля необходимо было разом приложить какие-то усилия.
Ниже приводится полный текст песни в переводе Николая Позднякова:
Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Пей, и дьявол тебя доведет до конца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Их мучила жажда, в конце концов.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Им стало казаться, что едят мертвецов.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Что пьют их кровь и мослы их жуют.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Вот тут-то и вынырнул черт Деви Джонс.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Он вынырнул с черным большим ключом.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
С ключом от каморки на дне морском.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Таращил глаза, как лесная сова.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
И в хохоте жутком тряслась голова.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Сказал он: «Теперь вы пойдете со мной.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Вас всех схороню я в пучине морской».
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
И он потащил их в подводный свой дом.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
И запер в нем двери тем черным ключом.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Билли Бонсу , как автору , трудно отказать в поэтическом таланте. Во вся-
ком случае, и пиратам, и английским матросам песня нравилась и была им
близка. Немаловажно и то, что, судя по всему , Билли Бонс во время сей пе-
редряги был в числе тех пятнадцати, о которых поется в песне.
Стивенсон очень убедительно описал образ пирата и его последние часы
жизни в гостинице «Адмирал Бенбоу». Обратимся к тексту романа:
«…Ранен? — сказал доктор. — Чепуха! Он так же
ранен, как ты или я… А я попытаюсь спасти эту три-
жды ненужную жизнь… Джим, принеси мне таз.
Когда я вернулся с тазом, доктор уже засучил у ка-
питана рукав и обнажил его большую, мускулистую
руку. Рука была татуированная во многих местах. На
предплечье синели надписи: “На счастье”, “Попутного
ветра” и “Страсти Билли Бонса”.
Возле самого плеча была нарисована виселица, на
которой болтался человек. Рисунок этот, как мне по-
казалось, был выполнен с истинным знанием дела.
—Пророческая картинка,—заметил доктор, тро-
гая пальцем изображение виселицы.—А теперь, сударь
Билли Бонс, если вас действительно так зовут, мы по-
смотрим, какого цвета ваша кровь… Джим, — обра-
тился он ко мне, — ты не боишься крови?
— Нет, сэр, — сказал я.
—Отлично,—проговорил доктор.—Тогда держитаз.
Он взял ланцет и вскрыл вену…»
Как видно из приведенного отрывка, одна из татуировок повторяет имя
автора вышеприведенной песни, что, конечно, Стивенсон сделал не
случайно. Что касается самой песни пиратов, то исследователей творчества
писателя особенно интриговали слова: «Пятнадцать человек на сундук мерт-
веца». Они справедливо полагали, что за этой строкой кроется какая-то
тайна. Стивенсон никаких пояснений на сей счет не оставил, но известно,
что он позаимствовал этот куплет из сборника известного знатока истории
пиратства, мистера Джеффри Монтегю, сотрудника газеты «Ричмонд
таймс».
Некоторые литературоведы высказывали предположение, что, воз-
можно, после смерти пирата в море его имущество делили между членами
команды. Им возражали, ведь в таком случае в тексте был бы не «сундук
мертвеца», а «рундук мертвеца», ибо, по морской терминологии, все нехи-
трое имущество матросов и пиратов хранилось в рундуках, которые одно-
временно служили койками.
Короче, столь интригующее место в пиратской песне продолжало хра-
нить свою тайну с момента выхода в свет романа «Остров сокровищ» 14
ноября 1883 года.

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика