Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Борьба или выкуп?

Втечение всего XVII столетия английский парламент и государственных
чиновников забрасывали частными и общественными требованиями
предпринять действенные шаги к освобождению несчастных пленников по-
средством выкупа или, по крайней мере, достигнуть какой-нибудь дого-
воренности с захватчиками, чтобы облегчить участь рабов. Нередко происхо-
дили своеобразные демонстрации — жены и дочери несчастных собирались у
стен парламента в надежде, что их слезы привлекут внимание законодателей к
общей беде. Ведь рабы, за исключением счастливцев из обеспеченных семей,
полностью зависели от скудного милосердия английского правительства.
Временами, под давлением общественного мнения, правительство выку-
пало часть невольников, покрывая этот расход введением дополнительных
торговых пошлин. Использовались и другие пути. Так, в 1624 году палата лор-
дов приняла решение о проведении специального «выкупного сбора» во всем
королевстве. Сами лорды подали хороший пример, сделав первые взносы
прямо на заседании: бароны жертвовали по 20 шиллингов, а пэры более вы-
сокого ранга по 40. В свою очередь, палата общин учредила для всех своих
членов обязательный штраф за каждое опоздание, причем вырученная сумма
отдавалась тем бедным женщинам, которые каждый день во множестве при-
ходили к дверям парламента.
К несчастью, большая часть выкупных денег попросту присваивалась
чиновниками и лордами Адмиралтейства. Например, в 1651 году выясни-
лось, что из собранных 69 296 фунтов стерлингов лишь 11 000 было исполь-
зовано на освобождение рабов, остальное же присвоено королевским
военно-морским ведомством для уплаты долгов.
Впрочем, симпатия к пленникам не являлась всеобщей, что имело некото-
рые основания. Десятилетиями в Англию и на континент стекались сломлен-
ные, измученные люди — бывшие рабы. Многие из них уже утратили всякую
духовную связь с родиной. Всем чужие, они выглядели в глазах своих более
счастливых соотечественников подозрительными бродягами, которые «ски-
таются туда-сюда по всей Европе и попрошайничают, рассказывая о кандалах
и оковах, которые они некогда носили в Африке». Впрочем, такова обычная
человеческая реакция на слишком затянувшееся несчастье ближнего.
Для кардинального решения вопроса о пленниках не раз выдвигались раз-
личные хитроумные планы, обсуждавшиеся в палате общин. Так, например,
некий анонимный автор представил проект, где утверждал, что первопричи-
ной всех бед являются алжирские евреи, которые финансируют пиратские ко-
рабли и затем скупают основную массу христианских рабов. Исходя из этого,
он предлагал принять закон, по которому любые убытки англичан, понесенные
от мусульманских (магрибских) корсаров, должны возмещаться за счет иму-
щества английских евреев. Автор придерживался известной (и до сих пор со-
хранившейся кое-где) точки зрения, будто все евреи мира объединены в некий
союз, так что меры, принятые к английским евреям, могли бы остановить их
берберийских единоверцев. Однако поскольку евреи не допускались в Англию
до времен Кромвеля, представляется сомнительным, чтобы такая мера могла
оказаться действенной.
В Англии существовало несколько благотворительных организаций по
освобождению рабов, созданных главным образом на деньги завещателей. Так,
в 1724 году Томас Беттон оставил все свое состояние компании по торговле
скобяными изделиями, завещав ежегодно отчислять половину дохода от ка-
питала на выкуп англичан, захваченных пиратами.
Первой же в Европе организацией по освобождению невольников стал
«Орден Святой Троицы», основанный еще в конце XII века Жаном де Мафа.
В первый же год своего существования орден выкупил в Марокко 186 рабов.
С тех пор преподобные отцы в бело-голубых сутанах с красным крестом на
груди веками продолжали свою опасную работу , выкупая христиан у пиратов.
Отец Дэн, чью историю корсарства мы неоднократно цитировали выше,
являлся одним из членов ордена.
Со временем участью рабов занялись доминиканцы и францисканцы. Они
не только выкупали пленных, но и старались всячески облегчить жизнь тем,
кто все еще оставался в рабстве. В итоге рабы-католики зачастую оказывались
в куда лучшем положении, чем рабы-протестанты, и иногда это различие проя-
влялось с прискорбной ясностью. Например, однажды представители ордена
Св. Троицы договорились о выкупе трех французских пленников, и дэй Ал-
жира в порывещедрости предложил бесплатно отпустить еще одного христиа-
нина. К немалому удивлению дэя, преподобные отцы отказались взять
предложенного кандидата, ибо он был лютеранином.
Впоследствии протестантские страны также основали подобные организа-
ции, и антипиратская ассоциация, президентом которой стал сэр Сидней
Смит, выполняла свою работу с замечательной эффективностью. Так продол-
жалось до тех пор, пока пушки Англии, Франции и СоединенныхШтатов не
покончили с пиратами, навсегда разрешив проблему выкупа рабов.

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика