Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Идея вавилонского мифа о Мардуке и Тиамат

Основная идея вавилонского мифа о Мардуке и Тиамат выражалась в том, что люди предназначены исключительно для того, чтобы приносить жертвы богам, работать на жрецов. Небесные светила созданы для того, чтобы люди знали, когда следует отмечать праздники, в которые нужны подношения богам; животные и плоды созданы для того, чтобы было что приносить в жертву.

В Вавилоне новогодний праздник, длившийся одиннадцать дней, использовался жрецами для прославления царя как творца мира. В течение четырех дней этого праздника жрецы публично читали по вечерам в храме обширную поэму «Энума элиш» («Когда наверху») о сотворении мира. На восьмой день праздника совершался обряд, воспроизводящий борьбу Мардука с чудовищем Тиамат. Роль Мардука исполнял царь, назначение которого было поддерживать существование мира ежегодным единоборством с хаосом. На девятый день царь и жрецы совершали процессию, во время которой объявлялось о победе бога Мардука. Поэма «Энум элиш» восходит к древнешумерской версии, где герой — не вавилонский Мардук, а шумерийский бог Энлиль. Вавилонские жрецы переработали этот миф в целях оправдать первенство их бога Мардука над богами других подчиненных городов. Последняя часть поэмы «Энума элиш» содержит гимн Мардуку — главному богу Вавилона, которому все боги передали верховную власть за то, что он спас своих собратьев-богов от уничтожения их врагами, став царем и создателем мира. Поэма «Энума элиш» содержит эпизоды, отражавшие политическую борьбу в Вавилоне. В ней излагаются воззрения о господстве бога на небе, подобные взглядам о владычестве царя, о борьбе между богами за власть, заговоре и восстании против небесного повелителя, о произнесении «мятежных речей», о расправе с бунтовщиками, о пиршестве богов.

Во всех древневосточных деспотиях теокосмогонические мифы возвеличивали царскую власть.

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика