Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Изучение мифологии

 

Изучение мифологии.

Возникновение мифологии как научной дисциплины относится еще к эпохе древности, когда были обобщены, кодифицированы и подвергнуты анализу (аллегорическому толкованию) предания в некоторых культурах, в первую очередь Греции и Риме, отчасти – Китае, Индии, Иране.

Однако становление мифологии как науки в полном смысле этого слова имело место в позднейшее время. Интерес к мифологии пробудился в эпоху Возрождения, что было связано с общим увлечением античной культурой, а также с Великими географическими открытиями, в результате которых Европа познакомилась с преданиями индейцев Америки, народов Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Австралии.

Первым специализированным научным трудом по мифологии признано считать "Основание новой науки" Джанбатисты Вико. Итальянский философ именовал миф «божественной поэзией», своего рода выражением неразвитой формы мышления, связанной со слабой способностью древнего человека к абстрагированию.

Дальнейшее развитие науки связано с именами германских деятелей культуры: Иоганна Гердера, Фридриха Шеллинга и филологов Якоба и Вильгельма Гримм. Особенно большой вклад внес Я. Гримм, создавший основательный труд «Немецкая мифология».

Во многом на основе идей Я. Грима возникла так называемая натуралистская или солярно-метеорологическая школа, объяснявшая мифы как отражение природных явлений. Виднейшими представителями этой школы следует признать германского ученого Альберта Куна, англичанина Макса Мюллера, русских филологов Федора Ивановича Буслаева и Александра Николаевича Афанасьева, автора знаменитого труда «Поэтические воззрения славян на природу».

Параллельно развивалась вторая школа – антропологическая (эволюционистская), на основе анализа мифов классических и новооткрытых рассматривавшая мифы как своего рода изначальные знания: научные или магические. Виднейшими представителями этой школы были английские этнографы Эдуард Тайлор и Джордж Фрейзер. Постепенно данная школа эволюционировала к проблемам объяснения мифов с точки зрения психологии первобытного человека (Бронислав Малиновский), а потом и психологии вообще: социальной (Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль), индивидуальной (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг).

Позднейшее развитие мифологии связано с именами таких ученых как Джордж Кэмпбелл, Мирча Элиаде, отечественных исследователей Алексея Федоровича Лосева (греческая мифология), Ольги Михайловны Фрейденберг (славянская мифология), Михаила Ивановича Стеблина-Каменского (скандинавская мифология).

 

Источники и литература:

Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология / Мифы народов мира, т.1 сс. 11-20.

 

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика


Текст перед ссылками: купить Туринабол Текст после ссылок: