Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Анатолийская мифология.

Анатолийская мифология.

Под термином анатолийская мифология подразумеваются мифические представления народов, проживавших на территории Малой Азии – хетты, хурриты и урарты.

Государство хеттов существовало в XVIII - нач. XII вв. до н.э. и состояло из трех этно-географических частей: Хаттии (север и центр Малой Азии), Лувии (юго-запад Малой Азии) и Палы (северо-восток Малой Азии).

В основе мифологии хеттского царства – традиции хатти (протохеттов). Уже в 1-й половине II тыс. до н.э. хетты имели развитый пантеон богов, впоследствии расширившийся до «тысячи богов».

К числу главных относились бог солнца Истанус (Эстан), повелительница страны Вурунсему, верховная богиня палайцев Камрусепа, богиня войны Инара, бог-кузнец Хасамили, бог луны Кашку (Кушух), бог грозы Тару, божество подземного мира (сначала мужское, впоследствии женское) Лельвани.

Из мифологических сюжетов того времени наибольший интерес вызывают хеттская теогония, а также легенды, связанные с богом плодородия Телепинусом и драконом Иллуянкой.

Хеттская теогония схожа со многими индоевропейскими, не исключено, что в той или иной степени она оказала влияние на эти теогонии, в частности на греческую. Характерной чертой теогонии является смена божественных поколений.

Сначала верховным был бог Алалу. По прошествии 9 лет он был свергнут богом Ану. Спустя еще 9 лет против Ану восстал Кумарби, который «проглотил мужественность Ану», подвергнув себя опасности породить собственного ниспровергателя. Но, тем не менее, появляется новый могучий бог – Тешуб, который свергает Ану. При сопоставлении можно найти аналогии с финикийской и во многом происходящей из упомянутой греческой теогоний, где Алалу соответствует финикийский Элийун, Ану – греческий Уран, Кумарби – финикийский Эл и греческий Кронос, Тешубу – финикийский Баал-Хадад и греческий Зевс.

В другом мифе рассказывается о том, как осерчавший бог плодородия Телепинус покинул богов, из-за чего начались засуха и недород. Боги пытаются найти Телепинуса, послав за ним сначала орла, потом пчелу. Та находит Телепинуса, жалит его, отчего бог приходит в еще больший гнев, с каким справляется с помощью заклинаний богиня Камрусепа. Телепинус возвращается, природа вновь обретает способность плодоносить.

Дракон Иллуянка победил бога грозы, похитив у того сердце и глаза. Тогда бог грозы взял в жены смертную женщину. Родившийся у них сын вошел зятем в дом Иллуянки, попросив в качестве приданого сердце и глаза бога. Бог грозы вступил в новое сражение с драконом и умертвил его. В другой версии бог победил Иллуянку с помощью богини Инары, которая подпоила дракона.

В ходе этнических миграций у хеттов появляются индоевропейские божества: бог-защитник Пирва, бог дня Сиват, бог солнца Эстан, бог грозы Тархунт. Из сохранившихся наиболее интересна традиция о боге Луны Арме. Арма упал с неба на землю, испугав бога грозы, после чего потребовал принести ему в жертву царя. Но царь был заменен быком, после чего возникла традиция ежегодного жертвоприношения быка, каким подменяли хеттского царя.

В эпоху Среднего царства (XV в. до н.э.) в пантеон включаются также хурритские боги, в результате чего постепенно создается синкретический пантеон, ведущее место в котором занимают бог грозы Тешуб, «отец богов» Кумарби, бог луны Кужух, богиня любви Шавушка, Великая мать Кубаба.

Когда в XIV веке до н.э. центр страны сместился в южные области с лувийским и хурритским населением, в пантеон был включен ряд лувийских богов, среди которых следует выделить божеств войны Ярри и Санду.

Хурриты – народ, проживавший между хеттами и вавилонянами, испытал влияние многих соседних культур, в первую очередь аккадцев, в свою очередь оказывая влияние и на соседей.

Изначальный пласт хурритской мифологии в значительной степени шумеро-аккадский, особенно космогонические представления. Наиболее значимые боги – отец богов Кумарби, бог грозы Тешуб, бог луны Кужух, богиня плодородия и любви Шавушка, бог мудрости Эа.

Наибольшее значение среди прочих мифов имеет теогонический, изложенный выше. К этой легенде примыкает предание о борьбе верховного бога Тешуба против каменного чудовища Уликумме. Созданный по воле Кумарби, Уликумме рвется лишить власти молодое поколение богов во главе с громовиком Тешубом. Богиня любви Шавушка пытается очаровать гиганта, но предусмотрительный Кумарби создал чудовище слепым и глухим. Богам приходится рассчитывать лишь на свою мощь, но Уликумме сильнее. Совладать с великаном сумел лишь хитрый Эа, резаком отсекший Уликумме от великана Убеллури, поддерживающего землю.

Государство Урарту в период своего расцвета в IX-VI вв. до н.э. занимало все Армянское нагорье. Урартцы имели развитый пантеон богов, насчитывавший не менее 79 имен.

Главой пантеона был бог Халди, изображавшийся воином, стоящим на льве. Халди был связан с культом копья и щита.

Кроме Халди в троицу главных богов входили бог грома и войны Тейшеба (схож с хеттско-хурритским Тешубом) и бог солнца Шивини (схож с ассирийским Шамашем).

Весьма популярной была супруга Халди Арубани, бог луны Шеларди, богиня Венеры Сарди. Также известны бог земли Эбани, бог моря Суинина, бог гор Арни, бог пещер Аирани.

Источники и литература:

Гютербок Г.Г. Хеттская мифология / Мифологии древнего мира, сс. сс. 161-198.

Иванов В.В. Хеттская литература / Поэзия и проза древнего Востока. – М., 1973.

Иванов В.В. Хеттская мифология / Мифы народов мира, т. 2, сс. 590-592.

Керам К.В. Узкое ущелье и Черная гора – М., 1962.

Луна, упавшая с неба. – М., 1977.

Пиотровский Б.Б. Ванское царство. – М., 1959.

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика