Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Олимпийский пантеон

Олимпийский пантеон .

Со временем сформировался олимпийский пантеон, традиционно включающий 12 богов и богинь, хотя реально число их достигает 14-15.

Главой олимпийцев был признан Зевс, хотя братья Посейдон и Аид пытались оспорить его главенство, поделив мир на три части: Зевсу – небо, Посейдону – море, Аиду – подземное царство, оставив Олимп в общем владении.

Но боги не смирились с властью Зевса, тому пришлось отстаивать свое первенство. Против него восстают олимпийцы. Гера, Посейдон, Афина (или Аполлон) пытаются свергнуть Зевса, но того выручает Фетида, которая предупреждает владыку Олимпа о заговоре и призывает на помощь самого могучего из гекатонхейров – Бриарея, грозный вид которого быстро усмиряет заговорщиков. Зевс вынужден опасаться рождения сына, который может превзойти силой своего отца. Подобная угроза исходит от брака с Фетидой, однако, Зевс избегает ее, благодаря совету Прометея. Чтобы не допустить рождения грозного сына, Зевс проглатывает свою первую жену Метиду, после чего из его головы рождается грозная Афина.

Постепенно Зевс оттесняет своих братьев на задний план, чему в немалой степени способствуют его могучие дети, появившиеся на свет от любовный связей с богинями или смертными женщинами – Аполлон и Артемида (Лето), Загрей (Персефона) и Дионис (Семела), Афина (Метида) и Гермес (Майя), хариты (Эвринома) и музы (Мнемосина), Геракл (Алкмена), Персей (Даная) и др.

Поначалу Зевс почитался на Крите, именуясь Критским Зевсом. То был загадочный бог, суть которого сокрыта завесой тайн и времени. Критский Зевс сочетал в себе разрушение и созидание, недаром символом его был двулезвийный топор-лабрис, уничтожающий и порождающий. Местом обитания древнего Зевса был пугающий Лабиринт, а перед людьми он нередко представал в облике чудовища Минотавра – божества, совмещающего в своем облике черты быка и человека. Уверовав в мрачную таинственность Зевса, люди нарекли его Хтонием – вершителем судеб мертвых. К этому же периоду относится почитание трехглазого Зевса, имевшее место в Трое.

На первых порах Зевс далеко не всемогущий бог. Он зависит от рока, подчиняясь его велениям. Но со временем Зевс обретает огромную силу, и сам становится выразителем рока. Зевс – повелитель стихий, о чем свидетельствуют его эпитеты – «Громовержец», «Высокогремящий», «Тучегонитель». Зевс – покровитель человеческого общества, городов, защитник обиженных. Он властвует над остальными богами, которые, хотя и не беспрекословно, повинуются ему.

Многое давая людям, Зевс является грозной карающей силой. Он не раз наказывал людей – потопами, мором, Троянской войной. Таким образом, Зевс пытался создать совершенного человека, уничтожая людей, отрекшихся от богов, и порождая новое человечество, как это было в мифе о Девкалионе. Зевс решительно пресекает любую попытку одарить чем-либо людей помимо его воли. Зевс жестоко покарал титана Прометея, давшего людям огонь и знания.

Впоследствии Зевс почитался как глава общегреческого пантеона, бог Закона, не обладающий абсолютной властью, но все больше на нее претендующий. Начиная с Платона, эллины все чаще представляют Зевса высшей субстанцией, связующей миропорядок, Зевс начинает отождествляться с Судьбой.

С Зевсом связаны многочисленные мифы: о Прометее, Данае, Европе, Леде, Ио; на Зевса возлагали ответственность за Девкалионов потоп и развязывание Троянской войны.

Посейдон – второй по влиянию олимпийский бог, но по происхождению более древний, чем Зевс. Посейдон почитался еще в начале Микенской эпохи, когда был богом, связанным с плодородием. Впоследствии культ Посейдона как верховного бога был оттеснен на второй план Зевсом. Эта борьба отражена и на мифологическом уровне. Некогда он оспаривал власть у Зевса, но уступил. Тем не менее, сила Посейдона огромна, он владычествует не только над морем, но и, в значительной мере, над землею. Подобно тому, как Зевс претендует на титул “основателя”, Посейдон именует себя «земледержцем».

В помощь себе Посейдон плодит могучих детей, столь же буйных и грозных, как их отец. Некогда Посейдон был владыкой загадочной страны – Атлантиды, уничтоженной волею Зевса. На протяжении легендарной истории Посейдон постепенно утрачивает былое влияние. Зевс с помощью детей-олимпийцев начинает вытеснять морского владыку из его земных владений. Зевс овладевает Эгиной, Аполлон – Дельфами, Дионис – Наксосом, Гера – Аргосом, Паллада – Афинами. Один за другим погибают могучие потомки Посейдона, безжалостно истребляемые детьми Зевса. Аполлон и Артемида убивают стрелами дерзких Алоадов и Ориона, Сарпедон, Антей, Полигон, Телегон, Бусирис, Эврипил и Эрик сражены великим убийцей Гераклом, Амик пал от руки Полидевка. Это настоящая война, война тайная и неприметная, война Зевса против Посейдона. Это преднамеренное истребление детей Посейдона, преследующее цель лишить морского бога опоры в мире людей, отнять у него ту долю власти над землей, которой он располагает.

Но и лишенный былой силы Посейдон грозен. Ведь в его распоряжении полчища морских существ, колоссальная мощь моря. Он сотрясает землю, порождая землетрясения, он – покровитель моряков и путешественников.

К числу наиболее значимых легенд, связанных с Посейдоном, следует отнести Троянский цикл и историю странствий Одиссея, обреченного на долгие скитания именно по воле Посейдона.

Аид – единственный из олимпийцев, которого не воспел гимном Гомер. Аид – бог, нелюбимый людьми. В отличие от Зевса, Аполлона или Афины, в честь которых были воздвигнуты многие десятки храмов, Аид владычествовал лишь в одном – в Элиде, который к тому же распахивал свои двери только раз в год. Очень показательная нелюбовь, впрочем, вполне объяснимая, ведь Аид владычествует над царством мертвых – местом, вызывающим ужас.

Аид был оттеснен от власти Зевсом как в мифологическом, так и в историческом плане, воспринимаясь ипостасью Зевса-Хтония.

С Аидом связаны мифы о похищении Персефоны, об Орфее, о дерзких посещениях подземного царства Тесеем и Пирифием, Гераклом.

Аполлон – самый грозный из сыновей Зевса. По своему происхождению это переднеазиатский бог, вероятно почитавшийся в Вавилоне под именем Апуллунаса (Страж ворот). По греческой традиции Аполлон – плод союза Зевса с титанидой Лето. Детство Аполлона было отнюдь не безоблачным. Гера, чрезвычайно ревнивая ко всем любовницам супруга, преследовала ненавистную ей семью. Став взрослым, Аполлон отомстил обидчице. В Кастальском ущелье бог вступил в схватку со змеем Пифоном, порождением то ли Геры, то ли Геи. Схватка была жаркой. Аполлону пришлось выпустить тысячу разящих стрел, прежде, чем Пифон был сражен.

На первых порах Аполлон занимает подчиненные позиции, но постепенно роль его увеличивается, Аполлон оттесняет и Посейдона, и Аида. В представлениях древних Аполлон поначалу почитался как жестокий, мрачный демон, демон-истребитель. Но уже со времен Гомера Аполлон – светлый бог, бог юности и искусств. Он – главный пророк Олимпа, своими предсказаниями определяющий течение жизни, он – великий очиститель, истребляющий скверну среди людей.

Ни один из богов не имел подобного числа эпитетов, – а Аполлон имел не менее двухсот почетных прозвищ, – охватывающих абсолютно все сферы бытия и высшего. Аполлон был популярнейшим божеством, деля первую ступень популярности с Зевсом и Дионисом, при этом во многом превосходя своих соперников. По подсчетам историка Павсания лишь в самой Элладе существовало более 70 храмов Аполлона, не считая многочисленных жертвенников и святилищ. Аполлона считали родоначальником многие греческие племена.

Певец гармонии, Аполлон сохранил и изначальную мрачную суть, ему приписывалось умерщвление бунтарей Алоадов, Тития, детей Ниобы. Внезапная смерть человека приписывалась Аполлону. С другой стороны, в классическую эпоху Аполлон все чаще олицетворялся с солнцем, являясь выразителем внешней природной гармонии.

С именем Аполлона связан Троянский цикл, мифы об Асклепии, Адмете и др.

Дионис своего рода близнец-антагонист Аполлона. Если Аполлон выражает внешнюю сторону гармонии, Дионис – бог, обращенный во внутреннее естество человека. Дионис – бог страдания и веселья, бог смерти и рождения, самый загадочный бог Эллады.

Лик Диониса странен. Он улыбается и плачет, безумствует и полон умиротворения. В нем почти поровну мужского и женского. Сутью он мужчина, но повадками и обликом нередко похож на сладострастную женщину. Он – женоподобный юноша, прекрасноликий, с томным взором, мягким торсом, тонкой эластичной мускулатурой.

Дионис возник как симбиоз фракийского божества и Загрея – юного сына Зевса, разорванного титанами. По воле рока Дионис возрождается вновь – на этот раз от союза Зевса с фиванкой Семелой. Детство и юность Дионис провел на Востоке, покоряя своим исступлением города и державы от Лидии до индийских царств.

Миф о путешествии Диониса по Востоку в точности соответствует реалиям становления культа. Дионис – восточный бог, его почитание зародилось где-то в Малой Азии и потом через Фракию проникло в Грецию. Становление веры в Диониса происходило непросто. Поначалу эллины не воспринимали нового бога, и потребовалось время, преломившее естество человека и направившее его сознание вглубь самого себя, прежде чем эллины приняли Диониса. В VII веке до нашей эры случилось то, что впоследствии получило название «дионисийской революции», когда культ Диониса получил широкое распространение во всей Элладе.

С приходом Диониса мир разделился на два начала. Одно из них – спокойное – ассоциируется с богами, олицетворяющими гармонию: Аполлоном (небесная), Деметрой (земля) и Паном (природа), другое – буйное – с хмельной вакханалией Диониса.

Вечно воскресающий Дионис – бог изобилия. Деметра – плодородна, но требует жертву великого труда. Дионис дарит призрачную иллюзорную мечту безвозмездного изобилия.

Вот тирс берет одна и ударяет

Им о скалу – оттуда чистый ключ

Воды струится. В землю тирс воткнула

Другая – бог вина источник дал.

А кто хотел напиться белой влаги,

Той стоило лишь землю поскоблить

Концами пальцев, – молоко лилося.

С плюща ж на тирсах капал сладкий мед... (Еврипид)

Нельзя сказать, что новый бог был воспринят эллинами однозначно восторженно. Слишком много было в Дионисе восточного, чувственного, хаотичного. Явственно ощущалась разрушительная сила, переполнявшая этого неведомого покуда бога. Родовая аристократия, выражавшая взгляды аполлонического эллина, упорно отказывалась принимать Диониса. Уж больно необычным казался он, этот пришелец в Востока.

С неприятием Диониса связаны мифы о Ликурге и Пенфее. Эдонийский царь Ликург признать Диониса, был ослеплен безумием и разорвал собственного сына. Фиванский царь Пенфей, родственный Дионису по матери, также отказался принять нового бога. Когда Дионис заразил фиванок вакхическим безумием, Пенфей, следуя коварному совету бога, решил следить за вакханками с верхушки ели, но был замечен и разорван на части. Причем одной из убийц несчастного стала его собственная мать Агава.

Также с именем Диониса связан еще ряд мифов, в том числе о пиратах, о Тесее и Ариадне.

По мере развития культов Аполлона и Диониса эти боги приобретают все большее значение, по сути образуя триаду с Зевсом, в какой в известной степени противопоставлены друг другу как выразители аполлонического (созерцательного, внешнего) и дионисийского (буйного, внутреннего) начал. Тема противопоставления и единства этих начал была впоследствии использована Фридрихом Ницше.

Арес – наименее популярный бог греков. Сами боги яростно клеймят Ареса, порицая его ненасытную жестокость. Это бог разрушительной, кровавой, бессмысленной войны, «бог, обагренный кровью убитых» (Еврипид), имеющий склонность поддерживать заранее сильнейшую сторону.

По своей атрибутике Арес – один из ярчайших богов Олимпа. В битву он мчится на колеснице, запряженной четверкой вороных коней, одни имена которых – Блеск, Пламя, Шум, Ужас – говорят об их владельце красноречивее любых слов. Он яростно бросается в битву, потрясая неотразимым копьем; кажется, нет силы, которая б остановила его. Но впечатление это обманчиво. Ведь по воле Зевса Арес почти человечески уязвим. Его побеждают не только боги, но и люди: герои Алоады, Диомед.

По мере того, как сходят в Аид великие герои, Арес теряет влияние. Почитание его в Греции ничтожно, зато большой популярностью под именем Марса этот бог будет пользоваться в Риме.

Гефест, Гермес и Пан – наименее значимые по положению боги Олимпа, хотя и весьма почитаемые людьми.

Гефест – бог огня и кузнечного ремесла. По одной версии Гефест – сын Зевса и Геры, по другой одной лишь Геры, родившей Гефеста в отместку супругу. Родители недолюбливали Гефеста и дважды сбрасывали его на землю. Один раз это сделала Гера, вознегодовавшая на уродство сына. Гефест отомстил матери, приковав ее к трону. Другой раз Гефеста сбросил Зевс, рассердившись на то, что Гефест защищал Геру. Гефест безобразен обликом и хром на обе ноги – следствие его падений на землю. Словно в компенсацию за уродство ему досталась в жены самая красивая из олимпийских богинь – Афродита, которая постоянно обманывает мужа, изменяя ему. Однажды Гефест застал Афродиту в постели с Аресом и опутал их сетью. На Олимпе Гефест играет роль своего рода шута. Он обносит других богов амврозией, развлекает их. Меж тем Гефест – сильный бог, что он не раз доказывал в битвах. Еще большее значение Гефест имеет как мастер. Именно он – автор многочисленных прекрасных вещей, которыми пользуются боги и люди: опочивальни Геры, венца Пандоры, медных быков Ээта, щита Ахилла и др. Гефест добр к людям, он научил их многим ремеслам.

Гермес – вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Гермес – божество малоазийского происхождения. Гермес исполняет функции посредника между людьми и богами, а также посредника между царством живых и мертвых. Вместе с тем Гермес – бог плутовства и жульничества, покровитель воров. Сын Гермеса, Автолик – первый плут среди людей, Гермес – первый плут среди богов. Гомеровский гимн красочно повествует о том, как младенец Гермес украл у Аполлона его коров. В эллинистическую эпоху возник образ Гермеса Трисмегиста – бога, тесно связанного с потусторонним миром.

Пан – божество природы, сын нимфы Дриопы и Гермеса, либо Пенелопы и Гермеса. Мать Пана, испуганная видом младенца, бросила его. Ребенка подобрал Гефест, который отнес Пана на Олимп. Младенец так понравился олимпийским богам, что получил прозвище "Понравившийся всем" – Пан. Пан исполнял функции бога плодородия, чем был близок к Дионису и входил в его свиту. Пан изображался в облике козлоногого, рогатого получеловека, известного своим пристрастием к вину и веселью. Известна история о любви Пана к нимфе Сиринге, которая в страхе перед Паном превратилась в тростник. Пан считался грозным богом, участвовал в Титаномахии. По легенде он помог грекам в Марафонском сражении и при Саламине, наведя ужас на персов – отсюда выражение "панический ужас". Плутархом изложена легенда о смерти Пана, символизирующая гибель античного мира.

Среди женских божеств следует отметить Геру, древнюю богиню, некогда Великую Мать, со временем покорившуюся Зевсу, но постоянно негодующую на супруга из-за измен. Гера поддержала бунт Посейдона. Желая отомстить мужу, она породила сама, либо приняла участие в порождении ужасных чудовищ Тифона и Пифона. Она – мать Ареса и Гефеста, какие не наделены большой властью уже в силу своего партеногенного зачатия.

Гера – одна из наиболее древних, архаичных богинь. Некогда она почиталась в образе деревянного идола или коровы. Гера – покровительница городов и героев. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону, выступает на стороне ахейцев в Троянской войне. Известен эпизод обольщения Герой Зевса, когда Гера отвлекла внимание супруга, чтобы дать ахейцам возможность победить. За свою хитрость и коварство Гера не раз была наказываема мужем. Однажды Зевс даже подвесил супругу на золотой цепи между небом и землей. Культ Геры был прежде всего распространен на материке: в Микенах, Аргосе, Олимпии, а также на Самосе и Крите.

Несравненно большей популярностью пользовались другие богини: Афина и, особенно, Афродита. Культ Афродиты – малоазийского происхождения. Поначалу Афродита считалась воплощением всеобщей, космической любви, затем стала богиней любви личной, сблизившись по своей сути с Кибелой, Астартой, Иштар и Исидой.

Афродита появилась на свет чудесным образом – из пены, образованной кровью оскопленного Урана. Она – олицетворение любви и красоты. Быть может из-за этой самой красоты, дабы не вызывать раздоров в олимпийском семействе Афродиту выдали замуж за самого некрасивого из богов – Гефеста.

Власть Афродиты огромна, ей подчинены все люди и боги, за исключением трех богинь – Афины, Артемиды и Гестии. Афродита известна многочисленными любовными связями с богами – Аресом, Гермесом, от которых имеет детей: Эрота, Деймоса, Фобоса, Гармонию, Гермафродита. Афродита считалась одной из вдохновительниц Троянской войны. Именно она обещала Парису, если он отдаст ей предпочтение в споре между богинями, самую красивую женщину мира – Елену и помогла похитить красавицу, внушив ей любовь к троянскому царевичу. В войне Афродита, вместе с другими богами малоазийского происхождения – Аполлоном, Артемидой, Аресом – покровительствовала троянцам, сражаясь на их стороне, и в одном из поединков была ранена героем Диомедом.

Афродита добра к людям, но безжалостно карает тех, кто отвергает любовь. Так она умертвила Ипполита и Нарцисса, наказала Пасифаю и Гипсипилу. При Афродите в ее классическом облике постоянно находится сын Эрот, который жесток более чем мать и, забавляясь, поражает людей любовными стрелами, вселяя в их сердца страсть.

Вселяя любовь в сердца других, Афродита порой сама влюбляется в смертных мужчин. От любовной связи с героем Анхисом у Афродиты родился сын Эней.

Афродите было посвящено множество святилищ, наиболее значимое из которых находилось в городе Пафос (Крит). Афродита – популярнейшая богиня античности, сохранившая свое обаяние и в поздние эпохи. Сохранились копии многих статуй Афродиты, в том числе работы Праксителя, Лисиппа, Агоракрита, Додайлсаса. Позднее к образу Афродиты обращались художники Боттичелли, Тициан, Рубенс, Джорджоне, Рембрандт, Энгр, скульпторы, Фальконе, Торвальдсен, Майоль и многие другие.

Афина – полное отличие от легкомысленной Афродиты. Афина – плод союза Зевса и Метиды. Зная от Урана, что сын, рожденный Метидой, лишит его власти, Зевс проглотил супругу, а затем при помощи Гефеста, расколовшего ему топором голову, произвел на свет Афину, которая появилась в полном вооружении и с воинственным кличем. Афина – выражение мысли и воли Зевса, его непосредственное продолжение. Силой и мудростью она равна отцу, за что пользуется особым уважением на Олимпе. Атрибутами Афины являются змея, сова и маслина; она часто появляется с щитом, на котором укреплена голова Медузы Горгоны. Афина – защитница Олимпа от любых проявлений враждебности или непочтительности. Паллада – олицетворение силы, женской власти, матриархата. Она – мужчина, волею судьбы родившийся женщиной. Афина – могучее божество, не уступающее потенцией братьям и дядям. Она – великий воин, богиня, рожденная в доспехах. Афина – «сердцем немягкая», война – ее главная услада. Афина не раз доказывала свою силу в битвах с титанами и гигантами, в столкновениях с другими богами.

Афина – первая помощница Зевса, и потому влияние ее очень значительно. По мере того как Зевс удалялся от земных дел, Афина начинает принимать в них все более живое участие. И, наконец, она любима и почитаема людьми, в делах которых принимает самое активное участие. Пожалуй, ни один другой олимпиец не может похвастать таким числом подопечных, как совоокая богиня. Афина помогала Кадму, Данаю, Персею, Гераклу, Тидею, Диомеду, Одиссею, Ясону и многим другим героям. Афина считалась защитницей («Градозащитница») греческих городов (Афины, Аргос, Мегара, Спарта), а также покровительницей ремесел. Наибольшим почитанием Афина пользовалась в Афинах, где ей было посвящено пять празднеств.

Артемида – богиня охоты и защитница целомудрия. Артемида – карающая сила олимпизма для дикой природы. Авторитет Артемиды обусловлен влиянием ее брата Аполлона. Вместе с братом она истребляет героев, непослушных воле Олимпа. От ее безжалостных стрел гибнут многие легендарные герои – Актеон, Орион, Алоады, Титий. Подобно своему брату, Артемида жестока и нередко развлекается, охотясь вместе с ним на ни в чем не повинных людей.

К числу олимпийских богинь относится также Деметра, богиня плодородия и земледелия. Деметра – древнее хтоническое божество, о чем свидетельствует само ее имя, звучащее дословно как «мать-земля». Она научила людей пахоте и севу. Выражение Деметры как богини умирающей и возрождающейся природы отражено в мифе о посещении Персефоны. Аид похитил Персефону, забрав ее в подземное царство. Тоскуя по дочери, Деметра отправилась на ее поиски. Все это время земля перестала приносить плоды, и потому Зевс повелел Аиду вернуть Деметре дочь. Тот исполнил приказание брата, но перед тем, как отпустить Персефону, дал вкусить ей гранатовое зернышко, обязав тем самым вернуться назад. С тех пор Персефона две трети года живет на земле с матерью, треть – под землей с Аидом. Когда Персефона живет у матери, Деметра радуется, а природа цветет и плодоносит, когда же возвращается к Аиду, Деметра грустит и природа умирает.

Деметра относится к числу древних женских великих богинь, подобных Гее, Кибеле, Великой матери богов. Деметру почитали, прежде всего, земледельцы. В Аттике в честь Деметры справлялись Элевксинские мистерии, символизировавшие странствия Деметры в поисках дочери, связь между миром живых и мертвых.

Источники и литература:

Аполлодор. Мифологическая библиотека. – М., 1993.

Гомер. Илиада. М., 1993.

Гомер. Одиссея. М., 1993.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

Джеймсон М.Г. Мифология древней Греции / Мифологии древнего мира, сс. 233-282.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев А.Ф. Греческая мифология / Мифы народов мира, т.1, сс.321-335.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика