Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Мифология народов Сибири

 

Мифология народов Сибири.

В комплекс самодийской мифологии входят представления народов самодийской группы уральской языковой семьи: ненцев, энцев и др.

Космологическая система в целом традиционна, сущее членится на верхний, средний и нижний миры. Существует представление о мировом столпе – опоре земли. Множество мифов связаны с сотворением мира. Согласно наиболее известному, бог-демиург приказал гагаре достать со дна безбрежного водного пространства комок земли, из которого и была отворена твердь. Другой миф приписывает творение сущего демиургам Нуму и Нга.

Пантеон самодийских этносов состоит из высших и низших богов. Высшее благое божество – демиург Нум. Он создал мир и, хотя мало вмешивается в дела людей, постоянно проявляет себя грозами и молниями. Главное назначение Нума – противостояние со своим антиподом – Нга у ненцев, Кызы у селькупов, Тодоте у ненцев. Некогда Нум по просьбе Нга подарил тому для освещения подземного мира солнце и луну, но от этого на земле стало темно и люди начали умирать . Нум отправился к Нга и хитростью вытребовал у того светила.

С тех пор между Нумом и Нга идет постоянная борьба, проявляющаяся в грозах. В отместку людям Нга насылает на них болезни и пожирает души, из-за чего люди умирают. Нга – виновник смерти вообще. В момент сотворения человека он украл у Нума кусок глины и сделал человека смертным.

Третьим значимым божеством является Хозяйка земли – Я-мюня, Я-небя, Моу-няма. Помимо Хозяйки земли существует женские божества – охранительницы солнца, огня, воды.

Низшую ступень пантеона представляют многочисленные духи воды, леса, огня, отдельных водоемов, местностей. Весьма обширен демонический пантеон – однорукие чудовища, великаны, ведьмы, карлики-сихиртя.

Из прочих мифов известный интерес представляет ненецкое предание о потопе, согласно которому из ствола сгнившей березы (Мировое Древо) хлынула вода, поглотившая землю. Немногие люди спасись на плоту, взяв с собой представителей разных видов животных, шаманы укрылись на вершине священной горы. Потоп прекратился, лишь когда главный шаман провел русла рек, направив туда всю воду.

Ну и, наконец, сохранились мифы о культурных героях, имеющих немало сходных черт. Традиционнвй культурный герой самодийцев – сирота, воспитанный некоей бабушкой (мать-земля). Главная функция культурного героя – борьба с демонами и чудовищами, с самой смертью через посещение подземного мира. Нередок мотив трикстера – героя-неумехи, шкодника. В ряде преданий происходит разделение единого культурного героя на положительного и трикстера.

Наиболее известный герой – Ича, победитель великана-людоеда, шамана. Ича вечно борется со злым богом Кызы, поражая его слуг молниями. Из-за того, что ни один из противников не может одержать верх, в мире и поныне существуют добро и зло.

Мифологические воззрения народов, населяющих северо-восток России и ряд сопредельных территорий Северной Америки, иначе говоря, палеоазиатских народов, относится к числу наиболее архаических.

Космологическая модель мира традиционна – верхний, средний, нижний миры. Но одновременно у чукчей существует представление о нескольких верхних мирах или о нескольких мирах вообще – человек по смерти просто переселяется в другой мир.

Наиболее значимую группу мифов составляют легенды о культурном герое, каким обыкновенно предстает ворон-трикстер – Кутх, Кутхи Куткынняку, Куркыль. Ворону отведена не просто более активная, но и более важная роль, чем небесному богу. Небесный хозяин через божественную власть отвечает за космос и небо, выступая как пассивный творец-инициатор. В ведении ворона – социум и земля; он творец-исполнитель, первосоздатель людей и зверей, первопредок; свою деятельность ворон осуществляет путем шаманской медитации. Ворон творит основные атрибуты мира: людей, животных, рельеф, первые предметы, добывает огонь, отвращает злых духов. При этом часто проявляются черты шкодника – обжоры, развратника, лентяя, символизирующие постепенный отход Ворона от реальных дел в пользу людей, потомков Ворона.

Из божеств почиталось небесное божество, иногда отождествляемое с солнцем, иногда с громом. У всех этносов существовали представления о хозяине моря, питающемся трупами утопленников и помогающем людям против злых духов. Также почитались архаические существа, олицетворяющие различные атмосферные явления: хозяйка ветров, громовая птица, великан, порождающий ветер; зооморфные персонажи: касатка-волк, восьминогий медведь, космическая рыба.

Разнообразны представления о духах, преимущественно злых, насылающих на людей болезни и смерть.

Мифология эскимосов относится к числу наиболее примитивных. Главное божество – «старая женщина» или «мать моря», хозяйка морских животных. На Лабрадоре почитается мужское божество – «хозяин моря» Торнгарсоака. Немало мифов посвящено Ворону – культурному герою. Ворон создал людей, животных, научил человека охотиться.

Оригинальную систему мифологических представлений создали кеты – этнос, проживающий по Нижнему Енисею. Мифология кетов дуальна. Добро представлено богом неба Есь – громовержцем, перенявшим ряд признаков христианского бога, в значительной степени отрешенным от «мирских дел». Богу неба противостоит богиня Хоседэм, насылающая на людей беды, болезни и смерть. Хоседэм живет под землей, либо на скале в море. Считается, что некогда Есь и Хоседэм были супругами, но Хоседэм изменила мужу, за что была изгнана с неба.

Демиургические функции вместо пассивного Еся исполняют культурные герои Дох и Альбэ. Великий шаман Дох, наделенный ярким качеством оборотничества, перемещавшийся в «оболочке мухи», участвовал в сотворении мира с помощью гагары (либо собственного сына, обратившегося гагарой), доставшей со дна ком земли, сделавшийся сушей. Когда Хоседэм убила сына Доха, тот попытался умертвить демоницу, но сумел лишь «истрепать» ее, возя на нартах. Позднее Хоседэм убила Доха и всю его семью.

Альбэ – своего рода наследник Доха, также боровшийся с Хоседэм. Альбэ сумел истребить детей демоницы. Впоследствии он обратился в хребет на восточном берегу Енисея.

Низшие божества кетского пантеона – духи природы, социума, небесные объекты, тотемы, шаманы и даже люди, получившие высшую душу ульвей (мысль).

Оригинальную мифологию создали народы тунгусы и маньчжуры – эвенки, эвены, нанайцы, орочи, ульчи и др.

По космогоническому мифу мир был создан двумя братьями в облике птицы. Один достал со дна моря ком земли, второй растянул ее в земную твердь. Потом братья принялись делать из земли и камня людей и животных, причем старший выступал в роли трикстера, творя зверей, вредных для человека. После творения братья расстались: младший ушел на небо, старший – под землю. Созданный мир состоит из 3 частей – неба, земли и подземного царства.

Множество мифов были связаны с шаманской символикой: душами, сопровождением душ в загробный мир, общением с духами, расселением людей.

Источники и литература:

Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. – М.-Л., 1959.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Кетская мифология / Мифы народов мира, т.1, сс. 642-645.

Исторический фольклор эвенков / сост. Г.М. Василевич. – М.-Л., 1966.

Кетский сборник. – М., 1969.

Мелетинский Е.М. Палеоазиатских народов мифология / Мифы народов мира, т.2, сс. 274-278.

Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. – М., 1979.

Мелетинский Е.М. Структурно-типологический анализ мифов северо-восточных палеоазиатов (Вороний цикл) / Типологические исследования по фольклору. – М., 1975.

Мифологические сказки и исторические предания нганасан. – М., 1976.

Мифологические сказки и исторические предания энцев. – М., 1961.

Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. – М., 1974.

Хелимский Е.А. Самодийская мифология / Мифы народов мира, т.2, сс. 398-401.

 

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика