Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Монгольская, ойрат-калмыцкая и бурятская мифология

 

Монгольская, ойрат-калмыцкая и бурятская мифология.

К монголоязычным народам относятся этносы, проживавшие или проживающие на территории Центральной Азии и Южной Сибири: халхасы, буряты, ойраты, баргуьы, хорчины, калмыки и др. Представления о мифологии монгольских народов можно почерпнуть из хроники «Сокровенное сказание», записей иранского историка Рашидаддина, записок европейских путешественников, китайских и армянских историков.

К первоначальным мифологическим представлениям относятся легенды о тотемных предках. Примерно в середине I тыс. н.э. у киданей появляется божественный пантеон – мать-земля, боги войны, огня, ремесла, зооморфные божества, различные духи.

В позднейшие времена на первое место выходит небо – тенгри, земля Этуген становится второстепенным божеством.

Тенгри воспринималось как изначальное, несотворенное, творец всех вещей, повелитель судьбы. Со временем тенгри обратилось в абстрактное божество, количество тенгри увеличивает сначала до 4 (по сторонам света), позднее до 9, 33, 99. Отныне тенгри выражают конкретные аспекты бытия: стихийные явления, виды деятельности, судьбу и пр.

Земля Этуген – неперсонифицированное божество, плодоносящее чрево. Со временем появляется множество Этуген – до 77.

Кроме этого поклонялись светилам – солнцу, луне, созвездиям и отдельным звездам, тотемным предкам Хо Маралу (Каурая лань), Бодончару и, особенно Борте-Чино (Сивый волк). Впоследствии к этим культам присоединилось почитание обожествленного Чингисхана, какому приписывались черты культурного героя.

С распространением среди монголов буддизма в божественном пантеоне появились божества Хормуста, Раху, Очирвани. Хормуста – верховное небесное божество, первый из тенгри, отец Гесера и Чингисхана. Раху – бог луны, испивший напиток аршан и обретший бессмертие. Враждуя с Хормусты, Раху время от времени проглатывает луну – отсюда лунные затмения. Очирвани – бог-охранитель, борющийся с демонами, драконами. Он же создал напиток бессмертия и периодически рассекает надвое луну, отчего на небе появляется месяц.

Несмотря на распространение буддизма, не теряет своих позиций и древняя шаманская мифология – вера в духов, важнейшие из которых – Цаган Эбуген, Манахан, «черный тенгри» Даин Дерхе. Последний персонаж воспринимался как могучий шаман, превзошедший по силе самого ламу и даже похитивший жену (дочь) Чингисхана и во время бегства, дабы спасти себе жизнь, обратившийся в каменный столб.

Для монгольской мифологии свойственно наличие множества злых существ: демоны-оборотни шулмасы, злых духов, великанов и оборотней Чотгоров, демонов-женщин Албасты. Венчает эту пирамиду владыка подземного мира, дьявол Эрлик.

Получают развитие новые представления – о мировой горе Сумбер, космологические. Наряду с новыми мифами о культурных героях рождаются многочисленные эпические предания – о Джангаре, Гесере.

Джангар – герой многих эпосов. Он рождается сиротой, уже с 5 лет борется с чудовищами-мангусами, в 7 лет становится царем страны Бумба. Джангар воюет с многочисленными врагами-демонами. Его похищает небесное чудовище Кюрюл Эрдени, но Джангар с помощью жены недруга освобождается, убивает чудовище и на птице Гаруде спускается на землю. После этого Джангар оставляет свою страну, какую захватывает хан шулмасов. Заменивший Джангара Хонгор терпит поражение и попадает в преисподнюю. Джангар отправляется выручать богатыря, спускается в ад и убивает демоническую старуху и восьмерых ее сыновей. После этого в стране Бумба устанавливается общее благоденствие.

Мифологические представления ойрат-калмыков (Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области) и западных монголов сложилась на основе симбиоза древних шаманских представлений и буддизма.

Космологические представления схожи с буддийскими, но гораздо более значимы культы небесных светил. Существует представление о пупе земли, прикрываемом гигантским быком. Если того сдвинуть, вода зальет землю.

Наличествуют представления о Мировой Горе Сумеру и Мировом Древе Замбу. Громадные плоды с этого Древа – предмет соперничества богов-тенгри и демонов-асуров. В кроне Древа находится гнездо птицы Гаруды, вокруг него лежит в океане змей Аврг Мога.

Темная сторона представлена адом-наракой, демонами-шулмасы, муссами (мангусами).

Наиболее популярные эпические герои – Джангар и Мазанбатар.

Составной частью мифологических представлений народов Восточной Сибири являются архаические представления бурятских племен (булагаты, хоринцы, хонгодоры и др.), проживающих в Прибайкалье и Забайкалье.

Бурятская мифология сформировалась на основе шаманской и ламаистской мифологии. К шаманскому пласту мифологии относятся дуалистические представления, предполагающие наличие добрых и злых духов-тенгри, поначалу воспринимавшихся как стихии, но со временем принявших антропо-зооморфный облик.

К добрым относятся Хухе Мунхе-тенгри (Синее вечное небо), Наран (Солнце), Хара (Луна), Солбон (Венера), громовержец Хухедей-мерген, хозяин воды Уха Лосон, хозяева леса Орьел и Сорьел и др.; к злым – Маяс Хара (Черная Маяс, ее сыновья и дочери – мангысы, мангадхам, Архан шутхыр и Алха, поглощающие солнце и луну, дьявол смерти Ширем Мината, чудовище с пылающим глазом на макушке Гал Нурман (Огненный Нурман), тигр Эрен Гурехан, бешеная собака Ганиг, змей Абарга Могой.

Злые и благие силы сражаются между собой: когда не помогает обычное оружие, добрые духи прибегают к помощи небесного камня, молнии и т.п. К моменту полного формирования пантеона он включал 55 западных добрых божеств и 44 восточных злых. Добрых духов возглавлял Хан Тюрмас, злых Ата Улан. Хан Тюрмас разорвал противника, из тела которого появились различные чудовища.

Злые тенгри насылают на людей пожары, болезни, град и пр. Добрые тенгри помогают людям преодолевать эти напасти. Дети и внуки тенгри являются посредниками между людьми и духами, также делятся на западных и восточных. Кроме того, существуют водяные ханы, благие к человеку, каким противостоят Шухан-ханы (Кровавые ханы).

Менее значимые группы богов представляют эжины (внуки тенгри) и заяны (дети шаманов), являющиеся по преимуществу покровителями конкретных местностей: озер, рек, тайги.

Ниже прочих располагаются антропоморфные духи – души грешных женщин, внебрачных детей, души умерших насильственной смертью.

Космогония развита недостаточно. Согласно космогоническим представлениям, мир возник из некоего хаоса, причем Манзан Гурме создала добрых богов, Маяс Хара – злых. Немалое распространение имели тотемные мифы – о происхождении конкретных племен.

Со временем у бурятов сформировалась богатая эпическая традиция – улигеры (эпосы). Наиболее значимый эпический герой – Абай Гэсэр, эпический герой тибетских, монгольских, тюркских народов.

Источники и литература:

Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов. / Банзаров Д. Собрание сочинений. – М., 1955.

Гесериада. Сказание о милостивом Гесер Мерген-хане, искоренителе десяти зол в десяти странах света. – М.-Л., 1935.

Джангар. Калмыцкий героический эпос, т. 1-2. – М., 1978.

Жуковский Н.Л. Бурятская мифология / Мифы народов мира, т.1, сс. 196-198.

Козин С.А. Джангариада. Героическая поэма калмыков. – М.-Л., 1940.

Михайлов Г.И. Мифы в героическом эпосе монгольских народов / Краткие сообщения Института народов Азии, в. №83. – М., 1964.

Михайлов Т.М. Опыт классификации шаманского фольклора бурят. – М., 1968.

Неклюдов С.Ю. Монгольских народов мифология / Мифы народов мира, т.2, сс. 170-174.

Неклюдов С.Ю. Ойрат-калмыцкая мифология / Мифы народов мира, т.2, сс. 247-248.

Уланов А.И. Бурятский героический эпос. – Улан-Удэ, 1963

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика