Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Малайская, австралийская, меланезийская, микронезийская, полинезийская и папуасская мифология

Малайская, австралийская, меланезийская, микронезийская, полинезийская и папуасская мифология.

К малайской мифологии относятся мифологические представления народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Брунея и Тимора.

Мифология индонезийцев двояка. В восточной части Индонезии сохранились архаические представления. Считается, что мир возник в результате брака между небом и землей – отсюда представление о двухслойном строении мира. Наличествуют представления о Мировом Древе и Мировой Горе. Пантеон включает небесное, лунное, астральные и иные божества.

На мифологические представления Западной Индонезии и Малайзии оказали большое влияние последовательно принимавшиеся местным населением мировые религии, в первую очередь индуизм и буддизм. Структура мира мыслится традиционной трехчленной, при этом верхний и нижний миры являются изначальными, а срединный – плодом деятельности небесных и подземных божеств. Горизонтальная структура мира обозначена великой рекой.

Пантеон включает в себя большое количество божеств. Во главе его – демиург, обыкновенно выступающий в образе птицы-носорога – Махатала, Ловаланги, Топалланрове. Подчиненные божества являют собой аспекты демиурга либо культурных героев.

В нижнем мире владычествует змееобразная богиня – антагонист демиурга. Она повелевает божествами плодородия и демоническими существами. Противостояние верхнего и нижнего миров, мыслящегося бескрайней водной бездной, приводит к появлению среднего мира.

Для балийской мифологии (Бали, Индонезия) свойственно вертикально-горизонтальное строение мира, космогонические и антропогонические мифы, представление о мировой горе Гунунг Агунг, наличие развитого пантеона, где боги были рано отождествлены с индуистскими.

Мифологические представления аборигенов Австралии относятся к разряду наиболее архаических. Распространены тотемические культы, представления о мифо-циклическом времени, лунарные и солярные мифы. Отмечены зачатки представлений о культурном герое, выступающем либо в образе животного-тотема, либо зооморфного существа – кенгуру, ящерица, человек-сокол.

Развитых образов богов нет. На севере Австралии под разными именами известна старуха-мать, на юге и востоке большей популярностью пользовался старик-отец, напр. Бунджиль у племени Кулин. Повсеместно распространено почитание радуги, отождествлявшейся со змеей, и почитание змеи, как символа возрождения.

Мифологические представления архипелагов и островов Луизиада, Новая Британия, Новая Каледония, Фиджи и др. (Меланезия). относятся к разряду архаических. Наиболее разработаны космогонические мифы, мифы о культурных героях.

Сотворение мира приписывалось либо неким духам, нередко змееподобного облика, либо первостарухе.

Число культурных героев обыкновенно было велико – 4, 5, 12 братьев. Культурные герои племени на островах Бэнкс создали мир, изобрели охоту, рыболовство, построили первые дома, изготовили первые орудия. Как правило, культурные герои делятся на положительных и отрицательных. Культурному герою-трикстеру приписывается все дурное в мире, в том числе и смерть. Культурный герой – победитель разных чудовищ, напр. гигантского моллюска.

Большое развитие получили анимистические представления: о духах-фигонах, принимающих облик змей, духов местности и умерших атаро. Меланезийцы верили в существовании манны – особой жизненной сиды, определяющей развитие мира.

Полинезийская мифология развита более подобных. По космогоническим мифам мир создала пара богов, олицетворяющая небо и землю. Распространены представления о богах действующих – верховное божество Тангароа, бог лесов и зверей Тане, бог-громовик Ронго, бог войны Ту. Боги создают мир, при этом представая в виде оппозиции. Большинство наделены чертами культурных героев. Пантеон со временем пополнялся. Молодые боги нередко восставали против изначальных, напр. Тане против хтонического чудовища-осьминога Атеа. Ряд мифов объясняет происхождение человека – из земли, глины, раковин.

Космологическая структура выражена в вертикальной проекции. Миры связываются Мировым Древом, по которому поднимаются и опускаются боги, герои и души. Умершие отправляются в царство смерти Миру, однако избранным героям назначена страна счастливая страна Пулоту, либо они спустя какое-то время возвращаются обратно на землю.

Существует ряд легенд о культурном герое Мауи. Герой был выношен морем и получил от богов магические знания. Став взрослым, Мауи поймал в ловушку солнце, усмирил ветры, поднял небо, установил смену сезонов. С помощью рыболовного крючка он поднял со дна моря остров, на котором поселились люди. Потом Мауи дал людям огонь, уничтожил чудовищ, изобрел орудия труда и оружие, создал кокосовые орехи и батат.

Мауи постоянно соперничает с богами, используя силу-мана. В своем богоборчестве Мауи пытается уничтожить богиню смерти, но погибает.

Мауи творит свои деяния, сопровождая их всякого рода проделками, что характеризует его как трикстера.

В комплекс микронезийской мифологии входят представления Каролинских, Маршалловых, Марианских и ряда др. островов.

Космогонические мифы предполагают в начале всего пустоту-хаос. Божество посредством магии вычленяет из хаоса землю и небо, прочие атрибуты бытия появляются из самых разных предметов: раковин, птиц, червей, улиток, рыб и пр.

Распространены оборотнические представления – о превращении человека в различных существ, чаще морских, напр. в акулу. Мифы о появлении смерти объясняют ее как кару богов за нарушение некоего табу.

Божественный пантеон включает в себя повелителей земли, моря, покровителей мореплавания и т.п.

Существует множество мифов о культурных героях, главный подвиг которых, как правило, добывание огня. Распространены представления о духах и нарушениях табу.

Мифология племен Новой Гвинеи также представлена космогоническими и космологическими мифами, преданиями о культурных героях.

Демиургом обыкновенно является некая старуха, дуальное божество. Люди происходят от кенгуру, свиньи, червя, рыбы, змеи, птицы. Мир представлялся трехчастной проекцией. Небо – изначальная обитель богов и людей, откуда они спускаются на землю. Часть персонажей, обычно культурные герои и эпонимы племен, нередко вследствие конфликта со своим племенем возвращаются на небо. В нижнем мире обитают души умерших.

Предания о культурных героях повествуют о борьбе последних с различными чудовищами, умиротворении, обычен мотив происхождения в мире людей разных бед.

Широко распространены были анимистические представления – о хозяевах долин, водоемов. Духи обитают в пещерах, камнях, стволах деревьев. Они могут быть благи к людям, но могут и причинить вред. Особое место занимал куль умерших, которым приписывалась способность влиять на живых людей.

Источники и литература:

Демин Л.М. Остров Бали. – М., 1964.

Луомала К. Голос ветра. – М., 1976.

Мелетинский Е.М. Австралийская мифология / Мифы народов мира, т.1, сс. 29-32.

Мифы и сказки Австралии. – М., 1965.

Народы Австралии и Океании. – М., 1956.

Остров красавицы Си Мелю. Мифы, легенды и сказки острова Сималур. – М., 1964.

Полинская М.С. Полинезийская и микронезийская мифология / Мифы народов мира, т. 2, сс. 318-322.

Путилов Б.Н. Меланезийская мифология / Мифы народов мира, т.2, сс. 132-134.

Путилов Б.Н. Миф – обряд – песня Новой Гвинеи. – М., 1980.

Путилов Б.Н. Песни южных морей. – М., 1978.

Сказки и мифы народов Филиппин. – М., 1975.

Сказки и мифы Океании. М., 1970

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика