Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Первобытное общество

Теории происхождения человека:

эволюционная- предполагает, что человек произошел путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

внешнего вмешательства- существует много фантастических гипотез антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства. Происхождение человека от инопланетян или других иных цивилизаций

теория пространственных аномалий- предполагает то, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры- информационной субстанции. Признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией

теория Дарвина- Дарвину принадлежат капитальные труды по ботанике, зоологии и геологии, в которых детально разработаны отдельные вопросы эволюционной теории. Главная заслуга Дарвина в том, что он раскрыл движущие силы эволюции. Он материалистически объяснил возникновение и относительный характер приспособленности действием только естественных законов, без вмешательства сверхъестественных сил. Учение Дарвина в корне подрывало метафизические представления о постоянстве видов и сотворении их Богом.

теория творения (креационизм)- разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Периодизация первобытности

Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.

Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда; это деление истории человечества на три века—каменный, бронзовый и железный.

Каменный делится на древний каменный век, или палеолит , и новый каменный век, или неолит Между палеолитом и неолитом выделяют переходную эпоху—мезолит. Археологические эпохи могут быть синхронизированы с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Его делят на две эпохи: 1) предледниковую и ледниковую, называемую плейстоцен, и 2) послеледниковую - голоцен. В археологической периодизации плейстоцен соответствует эпохам палеолита и в значительной части, а может быть и полностью - мезолита . Неолит относиться уже к послеледниковой эпохе - голоцену.

Люди появились на земле 700—600 тысяч лет назад. Древнейшие люди сильно отличались от людей нашего времени. Пальцы на руках были у них неловкие; своими руками человек мог выполнять самую несложную работу, хватать, ударять, копать землю. Лоб у древнейшего человека был низкий и покатый; мозг был значительно меньше мозга современного человека. Немногими отрывистыми звуками люди выражали гнев, страх, призывали друг друга на помощь,

Человек, откалывая от камня мелкие кусочки, заострял его край. Остриём камня человек копал землю, раскалывал кости, рубил мясо, вырубал из дерева дубину. Такие камни, обработанные древним человеком, называются ручными рубилами. У человека не было крепких когтей и могучих лап, как у хищных зверей, но заостренный камень был крепче любых когтей и зубов, а удар дубиной был сильнее удара медвежьей лапы. Заострённый камень и дубина были первыми орудиями труда; с их помощью люди добывали себе пищу, а также защищались от хищных зверей. На берегах рек и озёр, в зарослях кустарника люди выкапывали съедобные корни и личинки насекомых, охотились на мелких животных, разрывали их норы, разыскивали плоды и птичьи яйца. В поисках пищи люди бродили с места на место. У них не было ни постоянных жилищ, ни одежды; они не умели пользоваться огнём. Жить они могли только в местностях с теплым климатом.

Древнейших людей называют первобытными людьми. Жить в одиночку древнейшие люди не могли; без помощи друг друга они не добыли бы себе пищи, а стали бы сами добычей хищных зверей. Поэтому люди жили группами, совместно добывая еду и защищаясь от крупных хищников. Группы сходились и расходились, как сходятся стада диких животных; такую группу первобытных людей и называют первобытным стадом. В каждом стаде было не больше нескольких десятков людей; большему числу людей было трудно прокормиться в одной местности.

Первобытные люди не раз видели огонь при лесных пожарах, возникавших от ударов молнии и при извержениях вулканов. Долгое время люди боялись огня, но затем они заметили, что огонь даёт тепло и защищает от хищных зверей. Люди стали добывать огонь и разводить костры. Так как пожары и извержения вулканов случались редко, то люди постоянно поддерживали добытый огонь, не давая ему угаснуть.

Позднее они научились добывать огонь трением одного куска сухого дерева о другой. Обрабатывая в течение сотен тысяч лет камни, первобытные люди научились делать из них разнообразные орудия труда: наконечники копий, скребки для очистки шкур, пластинки, служившие ножами.

Все то время, когда люди делали свои орудия труда из камня, называется каменным веком.

Научившись добывать огонь и делать из камня, люди смогли охотиться не только на отдельных животных, но и на стада быков, оленей, лошадей. Однако, такая охота могла быть успешном лишь при участии в ней десятков и даже сотен людей. Охота на крупных животных стала главным занятием людей. Благодаря тому, что люди владели огнём и охотились, они не погибли во время резкого похолодания, начавшегося во всём северном полушарии около 100 тысяч лет назад.

Охота давала людям не только пишу, но также одежду, а нередко и жилище. Одеждой им служили шкуры животных, очищенные от мяса и жира. Селились люди в пещерах. Позднее они стали строить землянки — жилища, наполовину вырытые в земле. Люди часто делали стенки землянок из черепов и других крупных костей мамонта, а крыши — из бивней, покрывая их травой и шкурами.

Женщины делали одежду, готовили пищу, собирали съедобные растения. Им помогали дети. Все добытое мужчинами и женщинами распределялось между всеми людьми, жившими одной группой.

Благодаря постоянному труду первобытных людей в течение сотен тысяч лет пальцы на их руках становились всё более ловкими. Человек не только мог держать в руке камень или дубину и ударять ими, но и мог вырезать каменными ножичками различные предметы из кости и рога.

Для того чтобы труд первобытных людей был успешным, им необходимо было за многим наблюдать и многое обдумывать. Они должны были уметь выбирать камни, подходящие для изготовления орудий, различать съедобные и ядовитые растения, изучать повадки животных, на которых они охотились, и знать многое другое, Поэтому в труде развивался ум человека, увеличивался и его мозг.

Вместе с развитием ума людей развивалась их речь. При совместном труде людям нужно было очень часто обращаться друг к другу; объяснить, как нужно работать, отдавать приказание, спросить совета. Поэтому во время работы появлялись слова, возникла связная речь. Вскоре люди стали изготовлять наряду с каменным орудиями также орудия из кости и рога: иглы, шилья, гарпуны. Прикрепляя заостренный камень к палке, люди делали топор; удар топором был много сильнее удара простым камнем. Позднее они стали просверливать костью отверстие в камне, подсыпая на камень мокрый песок. Каменными топорами можно было, хотя и с большим трудом, рубить деревья, строить жилища и суда. Первым судном был плот, связанный из двух-трёх стволов деревьев; на нём люди отплывали недалеко от берега, чтобы ловить рыбу. Затем стали делать лодки; каждую лодку делали из целого ствола дерева.

Несмотря на улучшение орудий труда, люди не могли жить в одиночку. Чтобы добыть на охоте пищу, выдолбить из ствола дерева лодку и построить жилище, люди должны были работать большими группами; при этом им нужно было хорошо понимать друг друга и действовать дружно. Каждая группа состояла из родичей — родственников. Все родичи сообща трудились и делили между собой всё, что добывали. У группы было общее имущество: жилище, лодки, шкуры животных, запасы еды.

Группа родичей, живших и трудившихся сообща, имевших общее имущество, называется родом или родовой общиной. Родом управляли старейшины — самые опытные и мудрые из родичей. Они действовали в интересах всего рода. Поэтому старейшины пользовались общим доверием, и весь род беспрекословно выполнял их приказания.

Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя.

Первобытные люди не имели других орудии труда, кроме орудий из камня, дерева, а позднее также из кости и рога. С такими орудиями труда люди едва могли обеспечить себя пропитанием. Чтобы добывать средства к существованию, они жили первобытными стадами, а позднее родовыми общинами. Имущество у них было общее. Самые опытные и уважаемые люди руководили охотой и рыбной ловлей, распределяли между родичами то, что те совместно добывали. Таком порядок жизни называется первобытнообщинным строй

Люди сотни тысяч лет жили первобытнообщинным строем — трудились сообща, владели общим имуществом и были равны между собой.

Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным.

Искусство первобытного общества

Искусство эпохи палеолита

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Искусство эпохи мезолита.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до и. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегy посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идет, видимо, даже о казни: на первом плане — фигура лежащего человека, пронзенного стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые.

Искусство эпохи неолита.

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. До н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей — другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. в местах, защищенных от внезапного нападения.

Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем.

Социальная и семейная организация людей, непосредственно предшествующих современному человеку, совпадали – племя являлось одновременно и родом с неупорядоченными половыми отношениями. Такая форма общества была прогрессивной по сравнению с иерархической праобщиной, напоминающей стадо: исходное равенство всех мужчин и женщин в половых отношениях вело к ликвидации основной сферы конфликтов, к сплочению общества. Однако при небольших размерах первичных родов и отсутствии контактов между ними в течение больших промежутков времени все члены их становились близкими родственниками. Стоянки охотников и собирателей каменного века постепенно превращались в деревни земледельцев — новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале VII тысячелетия до н. э. В развитых культурах неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей.

Существовало три вида социального общества: стадное общество (занимались охотой, собирательством); раннее племенное общество (земледелие); племенное общество;

Переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства) к производящему (земледелие, животноводство) послужил толчком к резкому усилению потока культурных новаций. Так как названные события произошли вначале на Ближнем Востоке, то он с этого времени и надолго приобрёл роль культурного авангарда человечества. В VIII – VII тыс. до н.э. здесь появляются глинобитные дома и керамическая посуда, строятся первые монументальные сооружения (каменная крепость в Иерихоне, Палестина), человек осваивает металлургию и создаёт новый материал – металл (сначала медь, потом серебро и золото). В VI – V тыс. до н.э. люди научились прядению и ткачеству и стали шить одежду из тканей, появились простые ирригационные системы, сложились протогородские центры – основа будущих городов.

Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтечами зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.

Ранние формы религии:

Фетишизм- поклонение предметам, в следствии признания за ними особых качеств могущих управлять жизнью и внешними силами. Следует отметить, что предмет мыслился как полноценное существо. Объектами поклонениями могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

Тотемизм- поклонение животному вследствие признания за ним могущественной силы сохраняющей род, а также вера в то, что душа предка живёт в этом животном.

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Магия-вера в способность влиять на внешний мир посредством определённых ритуалов и заклинаний (погоду, жизнь, охоту и т.д.) . Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.

Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых устойчивых видов магии- половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.

Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

Анимизм- Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами.

В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика