Мифология

Мифы, легенды, притчи и сказания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Приложение Скандинавская мифология. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»

Приложение

Скандинавская мифология.

«Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».

Для того, чтобы более полно представить себе картину мифа предлагаем рассмотреть один из красивейших памятников литературы. Основной свод скандинавской мифологии составляют два сборника «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», которые наглядно отражают существенную роль символа и знака в мифологическом пространстве. Самым главным символом у скандинавов считалось слово, умение владеть им, создавать из него сравнение и символы. Слово - это волшебное орудие, способное поразить, сотворить красоту, преобразить мир.

В 1643 г. исландский любитель старины епископ Свейнссон обнаружил рукописный сборник древних песен. Эта рукопись хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене. «Старшая Эдда» - найденный сборник песен, датируемый 1222-1225 гг. Другой сборник был составлен исландским политическим деятелем, ученым и поэтом Снорри Стурлсоном (Сэмундом Мудрым) и получил название «Младшая Эдда».

«Старшая Эдда» написана в поэтической форме, состоит из песен, повествующих о начале мира, богах и героях. Интересовать он нас будет в связи с тем, что именно в «Старшей Эдде» можно совершенно ясно проследить смысловую взаимосвязь окружающего мира и человека, в котором он ощущает себя как звено в космосе.

Прежде всего, определение своего божественного происхождение и сопричастности к некоторому божественному бытию - есть одна из отличительных свойств скандинавско-норвежской мифологии. Безусловно, это является одним из составляющих мифологического мировоззрения, но это может быть выражено самыми разнообразными способами. В «Старшей Эдде» это происходит буквально и совершенно определенно. Например, каждое небесное явление имеет свое назначение и смысл: радуга - мост, соединяющий мир людей и богов, солнечный круговорот описывается как путешествие по небесным морям бога солнца на корабле, построенном гномами (жителями подземного царства), соединяя, таким образом, три мира (небесный, земной и подземный, на которые человек подразделял мир).

Это смысловое соединение всего живого, космоса - есть соединение символическое, которое само по себе наделено личностным началом, т. е. сами символы имеют имена и одушевлены. Отличие от подобных фетишей и тотемов, существующих у других народов, заключается в том, что у скандинавов эти одухотворенные символы имели образы очень яркие, поэтичные и совершенно очеловеченные, определяющие деятельность символов. Например, вот определения неба - бремя (ноша) карликов, шлем карликов Вестри (восток), Аустри (запад), Судри (юг) и Нодри (север); дорога Колесницы; лохань ветров; чаша бурь; чертог гор; шлем солнца и пр. Определения моря - звучат так: земля корабля, кольцо островов, дом песка, страна попутного ветра, земля лебедей, узы островов, зыбкая земля. Вот еще несколько определений: солнце - полымя вселенной, ветер - волк деревьев, огонь - солнце домов, зима - пора буранов, змеи - рыбы долины.

Мифологическая смысловая полнота во взаимосвязях с миром заключала в себе полное отрицание человеческой индивидуальности. В Скандинавской мифологии, как ни в какой другой, существуют описания злодейств и убийств. Это обусловливается тем, что само мифологическое сознание воспринимало человеческую жизнь как продолжение жизни природы. Поэтому человек всегда обрекал на смерть тех, кто не способен воплощать и олицетворять расцвет обожествляемых природных сил.

В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание, космос зависит от него. Взаимосвязи человека и мира, соединенные в символы и словесные формы обнажает «Младшая Эдда», которая поясняет «родство» богов и стихий, людей и животных, существующих в мире, и обучает тому, как возможно воздействовать на то или иное живое существо, влияя на его имя или изображение.

Самым сильным воздействием всегда было слово, потому что всегда связано с самым глубоким смыслом явлений и предметов. Именно поэтому в Скандинавии, Норвегии и у Саксов поэт и поэзия - были настоящими властителями мира, т. к. поэзия - это была сила, которая владела тайнами предметов, явлений и человека, раскрывала его образ деятельности, а поэт - держатель этой могущественной силы. Ни в одной стране поэт не имел такую мощную власть как на Севере. По преданиям даже верховный бог Один отдал свой глаз за то, чтобы владеть этим даром, который уподоблялся меду - божественному напитку с таинственным знанием. Во многих Северных преданиях, прежде всего в борьбе со злом, используется слово, а уже потом меч.

Любопытно, что у кельтов было подобное отношение к поэзии. Например, друиды - жрецы и мудрецы кельтских народов. Из древних источников можно заключить, что друиды во многом напоминали персидских магов или индийских браминов. Цезарь полагал, что это общественный слой, стоящий, наряду с воинами, над плебсом. Иные источни­ки того времени упоминают три группы жрецов: бардов, ватов (вещунов, пророков) и собственно друидов. Часто друидов приравнивали к бардам - певцам, поющим сакральные космогонические песни, заставляющих внимать леса, поля, деревья и все живой своей песне (как и греческий Орфей).

Происходит слово «друид» из кельтского и гэльского слова «друи», что значит «колдун», а оно, в свою очередь, происходит от древнего индоевропейского корня, озна­чавшего у греков слово «дуб». Друиды были од­новременно жрецами, гадателями, пророками, врачами и юристами. Разделение друидов, филидов и бардов в Ирландии было на ранних этапах развития этой культуры. Все люди творческих специальностей: художники, музыканты, ювелиры, врачи, в особенности те, что ис­пользовали в диагностике гадания, а в лечебных проце­дурах магию, причислялись к друидам. Считалось, что друиды умеют вызывать и заклинать духов, способны своими заклятиями побеждать даже богов.

Друиды играли роль древних юристов, разрешая воз­никающие споры, пользуясь при этом традиционными наборами законов, а также прецедентами, передававши­мися изустно из поколения в поколение. Для решения споров к ним обращались даже короли. Они были также историками, обязанны­ми знать наизусть древние мифы и легенды, а также родословные предводителей их племен. При вступлении на трон нового короля, друид должен был подтвердить благородное происхождение претендента и принять от него присягу на верность древним обычаям.

Известно, что также как и скандинавские прорицатели, друиды излагали все свои заклинания, мифы, истории, вообще все - в поэтическую форму. Вот один из примеров сочетания поэзии и магических заклинаний. Гадание друидов состояло из трех этапов. Первый состоял в вызове перед сном богов, что предварялось поеданием мяса вепря, собаки или кота. Второй состоял из прикосновения волшебной палочки (жезла) к исследуемому предмету, после чего следовало предска­зание в форме импровизированного четверостишия. Третий этап тоже завершался прочтением четверостишия, вдохновение которого вызывалось укусом собственного пальца.

Отрывки из «Старшей Эдды».

Песни о богах. Это первая песня в «Старшей Эдде». В этой песне повествуется о том, как сыны верховного бога Бора - Один, Вили и Ве создали Мидгард - средний (людской) мир, два великана Бримир и Бляин - мир богов. Определили день и ночь, назвали их и определили времена суток - вечер, утро и полдень. Перечисление имен карликов имеет свой смысл: Норди - северный, Судри - южный, Аустри - западный, Вестри - восточный, Альтков - новый, Двалин - мертвый, Бивёр - дружественный, Бавёр - смелый, Бёмбур - мудрый и т. д.

«Кто должен племя

карликов сделать

из Бримира крови (великаны)

И кости Бляина.

Модсогнир старшим

из племени карликов

назван тогда был,

а Дурин - вторым;

карлики много

из глины слепили

подобий людских,

как Дурин велел.

Нил и Ниди,

Норди и Судри,

Аустри и Вестри,

Альтков и Двалин,

Бивер и Бавер,

Бембур, Нори,

Ам и Анар,

Аи, Мьедвитнир,

Гандальв и Вейг,

Виндальв и Троин,

Текк и Торин,

Трор, Вит и Лит,

Нар и Норад - вот и карликов -

Регин и Радсвинн -

всех назвала.

Фили, и Кили...»

«Прорицание Вельвы» - пророчество о начале, устройстве и конце мира.

«Стоял на севере

в Нидавелир

чертог золотой, -

то карликов дом;

другой же стоял

на Окольнир дом,

чертог великанов,

зовется он Бримир.»

Космогоническая мифология «Эдды» раскрывает процесс формирования мира из пустоты Гинунгага, преобразующейся в космос путем заполнения.

Мир его был создан из тела великана Имира, который был двуполым. В темном мире, Нифльхейме из потока Хвергельмир вытекали многочисленные ручьи, а из огненного мира исходил жар, огненные искры. Из застывших рек образовался иней, заполнивший мировую пустоту Гинунгагап, который под влиянием тепла стал таять, и из него и возник Имир. Выкармливала этого великана корова Аудумла и из соленых камней, которые она лизала, возник Бури отец богов. Из подмышек Имира родились мальчик, девочка, а из ног - сын Трудгельмир, породивший Бергельмира.

Бури породил Бора, Один с братьями Вили и Ве убили Имира, и из его тела сотворили мир. Плоть Имира стала землей, кровь - морем, кости - горами, череп - небом волосы - лесом, а ресницы стенами Мидгарда.

Сыновья Бора подняли землю, устроили на ней Мидгард, а затем оживили деревянные изваяния людей, населив ими свое царство. Боги устроили небесный свод и определили роли Солнца и Луны, упорядочив движение этих светил и, таким образом, установив смену суток и месяцев.

На этом этапе обустройства мира боги, к тому же обуздывают змея Ёрмунгарда, волка Фофнира и хозяйку царства мертвых Хель.

Наступившая эпоха на земле считалась «золотым веком» (все было сделано из золота, боги развлекались играми и «радостны»). Век счастья длился недолго и вскоре наступает первая смерть - коварное убийство юного бога Бальдра, возвещающее грядущие катаклизмы, которые превратят космос в хаос. В «Прорицании» описываются содрогания Мирового древа, высвобождение некогда усмиренных богами чудовищ, появление корабля Мертвецов, великанов и иных злых сил. В последней битве Одина и волка Фенрира, Один проигрывает, все чудовища погибают, а мир поглощается огнем и инеем, то есть приходит в исходное состояние. Именно в смерти Бальдра заключен конец мира. Интересно, что в начале мира, в его рождении находится его смерть.

В «Речах Высокого» (т. е. в Речах Одина) описывается жертвоприношение Одина, которое совершает он сам, когда, пронзенный собственным копьем, он девять дней висит на Мировом Древе Ясене Иггдрасиль, а затем его дед, великан Бельторн, приносит ему мед для утоления жажды и вручает руны символ мудрости. Описание данного ритуала исследователи почти единодушно считают совпа­дающим со схожими инициациями шаманов у северных народов. Один считается знатоком колдовства и магических заклинаний, и эти его свойства частично объясняются действием священного меда, называемого иногда «медом поэзии».

В «Речах Высокого» дается свод законов, советов и нравоучений, установленных «Высоким», верховным богом Одиным.

«О мудрости и о тех, кто слывет мудрым.

День хвали вечером,

жен - на костре,

меч - после битвы,

дев - после свадьбы,

лед - если выдержит,

пиво - коль выпито.

Руны найдешь

и постигнешь знаки,

сильнейшие знаки,

крепчайшие знаки,

Хрофт их окрасил,

а создали боги,

и Один их вырезал,

Один у асов,

а Даин у альфов,

Двалин у карликов,

у ётунов Асвид,

и сам я их резал...»

«О заклинаньях колдовских» - песня с разнообразными житейскими советами, с советами магическими (влияющими на человека), разбитая на пункты:

1ñîâåò î òîì, êàê помочь в печалях, заботах и горестях.

2ñîâåò î òîì, êàê врачевать.

3ñîâåò î òîì, êàê защищаться в битве.

4ñîâåò î òîì, êàê все оковы могут пасть от заклинанья.

5ñîâåò î òîì, êàê могут быть взору стрелы покорны.

6ñîâåò î òîì, êàê наслать несчастья врагам.

7ñîâåò î òîì, êàê погасить пламя.

8ñîâåò î òîì, êàê восстановить мир.

9ñîâåò î òîì, êàê послать повеленье стихиям.

10ñîâåò î òîì, êàê не дать ведьмам вернуться в тело.

11ñîâåò î òîì, êàê одержать в битве победу (заклинание в щит).

12ñîâåò î òîì, êàê оживить кого-либо.

13ñîâåò î òîì, êàê освятить младенца, чтоб меч не коснулся.

14ñîâåò î òîì, êàê (159) «Четырнадцатым

число я открою

асов и альфов,

прозванье богов

поведаю людям, -

то может лишь мудрый».

(Асы - боги, альфы, эльфы - малые боги).

15ñîâåò î òîì, êàê «Тьодрерир пел

пред дверью Деллинга;

напел силу асам,

и почести - альфам,

и Одину - дух».

16ñîâåò î òîì, êàê вызвать любовь, покорить помыслы человека.

17ñîâåò î òîì, êàê опутать душу

18ñîâåò î òîì, êàê сохранить великую тайну.

В этой песне также идет речь о том, что Один принес сам себя в жертву на мировом древе (начало мира, которое соединяет собой весь мир), чтобы обрести знание рун (сами руны при написании окрашивались кровью), а также Священное кольцо, на котором давались клятвы (это повествование об Одине натолкнуло Толкиена на написание своей трилогии «Властелин колец», он использует как сам сюжет, так и образы, имена гномов, эльфов, богов).

В следующих двух песнях «Речи Вафтруднира» (великана) и «Речи Гримнира» (Одина) раскрывается происхождение и смысл некоторых вещей и событий в мире. Например, радуга Бильрёст (или Биврёст) считается мостом асов, по которому они соотносятся с Мидгардом; Скидбладнир - волшебный корабль для сына Ньёрда (небо) светлого Фрейра (солнце), то есть небо уподобляется морю, по которому плавает корабль солнца, этот корабль строят Ивальда отпрыски (карлики, гномы - жители подземного мира). Такими сравнениями и словесными формулами небо, земля и подземный мир соединены воедино.

В песне «Поездка Скирнира» рассказывается история любви бога Фрейра к Герд, дочери великана Гюмира. Скирнир (олицетворение дождя, живительной и благодатной влаги, которая соединяет небо и землю) - слуга Фрейра, посланный за невестой. Он совершает заклятье, чтобы Герд полюбила Фрейра:

«Тролли вседневно

тебя будут мучить

в жилье исполинов;

в дом трусов инея

будешь всегда

безвольно плестись,

неизбежно плестись;

не радость познаешь,

но тяжкое горе

и скорбные слезы...»

«Кольцо тебе дам,

что на костре

Бальдра сгорело! (сын Одина)

восемь колец

из него возникают

кольцо Драупнир».

По прорицаниям Вельвы Бальдр - король, умирающий на костре, олицетворения культа плодородия, всегда воскресающего бога, что породило обряд инициации «умерщвление короля», который способствовал обновлению плодородящей силы. По верованиям эта сила зависит от короля, который представляется как наместник верховного бога на земле. Костер Бальдра описывается Вельвой как пророчество конца мира, после разрушения которого будет новый, обновленный мир. Таинственными знаками этого обновляющего костра являются восемь колец, хранящих в себе таинственные силы, воздействующие на мироздание.

В «Песне о Хюмере» и «Речи Альвиса» (карлика) возникает великое множество поэтических символических сравнений: вершина волос - голова, высокая башня крепких рогов - голова быка, козел волн - ладья, вепри прибоя - киты, основа шлема - голова, податель пива - кубок, влаговаритель - котел, ткач ветра или дом влажный - небо, друг Двалина - солнце (ироническое: для карликов солнце смертельно - оно их обращает в камень), грива поля - лес, грезы Ньёрун (богиня слез) - ночь и т. д.

В «Старшей Эдде» есть две ироничные песни-перебранки, в которых высмеиваются одним богом страсти других богов - «Песнь о Харбарде» и «Перебранка Локи». Один и Тор - два могущественных бога в первой песне выясняют свои отношения как два викинга, оскорбляя и насмехаясь друг над другом, в другой Локи - смешной, одноглазый бог бранит и высмеивает пороки 7 богов и 7 богинь. Эти песни существуют в основном своде законов, которому обучают во время инициации, видимо, с тем, что все-таки считают человека равным богам, и насмешкой освобождают от полной зависимости богам и мирозданию. Вероятно, суть этого заключается не только в высмеивании, т. е. разоблачении, свержении, но также и в обновлении, таким образом, плодоносящей силы богов. Эти элементы в сознании человека определили в Средневековье такие обряды как карнавал, который и заменил собой обряд инициации.

Вторая часть «Старшей Эдды» посвящена героям. Одной из ярких и интересных является «Песнь о Вёлюнде» (Булгаковский Воланд происходит именно от Вёлюнда). Вёлюнд - сын финского конунга, волшебный кузнец, властитель альфов (сказания о нем имеют некоторые сходства со сказаниями о Дедале; в Древненорвежском памятнике лабиринт Дедала на Крите с минотавром назван «Домом Вёлюнда»).

У Вёлюнда было волшебное кольцо, с помощью которого он мог летать. Конунг Нидуд, решив завладеть этим кольцом и волшебным мечом Вёлюнда, подрезал ему сухожилия. Вёлюнд решил отомстить конунгу. Заманив двух его сыновей к себе, он убил их, а из их черепов сделал роскошные чаши, заковав в серебряную оправу. Эти чаши он отправил Нидуду. Сделал из глаз их яркие яхонтовые броши для его жены. Дочь Нидуда Бёдвильд (валькирия), носившая его кольцо (ставшая поэтому его женой, т. к. кольцо - символ супружества) Вёлюнд опоил и сделал своей женой, оставив в своей пещере. Вёлюнд снял кольцо с ее пальца и улетел от нее навсегда.

Это одно из типичных песней о героях, когда совершается беззаконие, рожденное завистью к какому-то имению, которое рождает страшную месть. Самое яркое место в этих повествованиях занимает герой Сигурд (герм. Зигфрид). Древняя легенда о лебедином озере (озере валькирий) рассказывала о герое Сигурде (Зигфриде), который полюбил одну из лебедей (валькирию), но злой колдун хотел воспрепятствовать этому. Пройдя через испытания, Сигурд (Зигфрид) соединяется со своей возлюбленной. На основе этой легенды П. И. Чайковский сочинил музыку для балета «Лебединое озеро».

Отрывки из «Младшей Эдды».

«Младшая Эдда» в основе своей содержит не только свод законов, свод исторических повествований, свод основ мироздания, но и также в ней существует раскрытие таинственных смысловых связей, некоторый словарь, даже некоторые смысловые числовые значения букв (рун).

Основная группа богов скандинавской мифологии - Асы. Возглавляет ее Один, который явля­ется отцом большинства асов. К асам следует отнести Одина, Тора, Неярда, Тюра, Браги, Хеймдалля, Хёда, Видара, Вали, Улля, Форсети, Локи, Бальдра, Фрейра, Магни, Моди, Хёнера. «Младшая Эдда» перечисляет также четырнадцать богинь семейства асов Фригг, Сага, Эйер, Гевион, Фулла, Фрейя, Съовн, Ловн, Вар, Вер, Тюн, Хлин, Снотра, Гна. Кроме того, часто встречаются имена жен асов Сив и Дунн и Скади.

Другая группа богов - это ваны, боги плодородия. Между асами и ванами произошла война. Поводом к войне между асами и ванами стало появление злой колдуньи Хейд Гулльверг, что означает «сила золота». Войну начал Один, однако наступающие ваны стали угрожать месту обитания асов Асгарду, и асы были вынуждены заключить мир, обменявшись заложниками.

Один символизировал в веро­ваниях германцев мудрость и верховную власть, оттес­нив на второе место традиционно главенствующего у индоевропейских народов бога-громовержца Тора, однов­ременно взяв на себя значительную часть его функций. Предполагают, что процесс превра­щения в верховное божество пантеона, именно Одина, сформировался в Скандинавии.

В скандинавской мифологии Один является сыном Бора и Бестлы, дочери великана Бёльторна. Скан­динавский Тор также считался сыном Одина; другими его сыновьями были Бальдр, Вали и Видар. Атрибут Одина гунгнир копье, не дающее промаха, символ его военной власти и военной магии.

«Младшая Эдда» рассказывает об Одине, в отличие от «Старшей Эдды», не как о боге, а как о человеке, рассказывает историю его появления в Скандинавии, о его мудрости и знаниях.

Один, верховный бог скандинавов и норвегов, «Младшей Эддой» определяется не только в образе человека, но и почитает за человека, за странствующего мудреца с Востока, которому предсказали, что имя его превознесут на севере и примут за бога. Он отправился на север, чтобы проверить предсказание. Прибыв на север Один, в конце концов, подчинил себе страну Саксов, стал конунгом. По легенде Один прибыл на север с востока. После него некоторые азиаты также пребывали на север. Их причисляли к божественной нации (азы - асы), потому что они обнаруживали нечеловеческую мудрость. «Старшая Эдда» включает много песней о героях, это объясняется тем, что Один и его потомки много вели завоевательных воин.

«Младшая Эдда» определяет не только происхождение и родословие Одина - верховного бога, но и имеет представление о сотворении мира, в котором весь мир происходит из одного человека. «Была мировая пустота Гинунгагап. Было в этой пустоте два мира мир холода Нифльхейм и мир жара Хвергельмир. Под воздействием жара лед стал таять и образовался иней, из него родился великан Имер. Он уснул, во сне вспотел, и из этого произошли мужчина и женщина. От брака его ног родился великан. Там, где спал Имер, было все ледяным, от его тепла иней растаял и от этого родилась корова Аудумла, из вымени которой потекли четыре реки. Из этих рек начал питаться Имер. Сама корова питалась тем, что лизала камни, покрытые инеем, от этого из инея вырос человек Бор. У Бора родился Один, а потом и его братья. Один и братья асы убили великана, потом взяли Имера и бросили его в самую глубь мировой Бездны. Они сделали из него землю, из его крови - все воды, из век стену для защиты от великанов - крепость Мидгард (мир людей), из мозга Имера сделали облака. Сыновья Бора сделали два священные дерева Ясень и Иву, поставили их в центре Мидгарда, и от них пошел род людской. В Середине мира (Мидгарда) асы построили себе Асгард.

От великанов, рожденных Имером, произошли Ночь, День, Земля, Месяц, Солнце. Великаны породили волков-великанов (тотем). Сильнейший из них Лунный Пес, который убьет (пожрет) Землю и обезумеют тогда ветры, все превратится в хаос. Карлики зародились в теле Имера. Были червями, но асы дали человеческий облик и разум, но оставили жить во чреве земли (в Имере).

В центре Асгарда стоит Иггдрасиль - мировое дерево - центр вселенной, там происходит совет асов. Один пожертвовал один глаз, чтобы напиться из источника мудрости, текущего у Иггдрасиль (Ясеня). Четыре оленя (4 стороны света) бегают среди ветвей ясеня - Даин, Двалин, Дунейр, Дуратрор. В священном источнике мудрости Урд у корней Иггдрасиль живут два лебедя, в определенное время по Бильрест-мосту (радуге) съезжаются туда ассы на совет.

Альфы зародились в облаках (в мозгу Имера) и построили там себе город Альфхейм, отныне зовут их светлые альфы, темные - те, что в земле (гномы). Гимле - самый прекрасный чертог (лучше, чем у Одина), который устоит, когда Лунный Пес разрушит и землю, и небо. В Гимле есть второе небо - Андланг, и третье Видблаин - на нем стоит этот чертог, но ныне обитают в нем лишь одни светлые альфы.

Один - воин. Его второе имя - Отец Павших, ибо все, кто пал в бою, - его приемные сыновья. Сын его Тор - также могучий покровитель воинов и ветров...»

Главной отличительно чертой Скандинавской мифологии - это поэтичность. В «Младшей Эдде» так же, как и в «Старшей Эдде», встречается великое множество поэтических смысловых определений окружающего мира. Например, вот определения поэзии (их в «Эддах» больше всего, т. к. все совершенно было связано с ней). Ее считали достоянием карлов (гномов). Вот лишь несколько самых распространенных эпитетов поэзии, встречающихся постоянно: корабль карлов, мед карлов, виола скал Хнитбьёрг, питье Двалина (предводителя карлов), плата племени камней (гномы живут и в земле, и в камнях), волна моря Одрёрира, струг саксов скал (карлов), семя Сон (имя чаша, а поэт - податель напитка).

Сама история, связанная с поэзией и причастности к ней карлов, говорит о том, что как-то к двум карликам Фьялару и Галару пришел Квасир (мудрец, произошедший от плевков богов и народа ванами во имя мира между ними), и они его убили. Кровь Квасира слили в две чаши (Сон и Бодн) и в котел Одрёрир. Затем смешали с той кровью мед, и получилось волшебное питье поэзии. Они хотели утаить его от асов, сказав, что Квасир захлебнулся мудростью, но великан Суттунг узнает об этом и решает убить карликов. Карлики от страха отдают Суттунгу напиток поэзии и великан уносит его в скалы Хнитбёрг. Один обманом проникает в дом великана и, превратившись в орла, похищает мед. И благодаря этому, мед поэзии стал доступен многим.

Самое большое место в «Младшей Эдде» занимают символические образы и наука их составлять, то есть это фактически обучение символической поэзии. Вот несколько примеров определения человека: «Человек - правильно обозначать человека по его делам и свершениям, называя этими именами, также именами природы, обладателем чего-либо и добрыми делами, а также и всеми хейти (именами) асов. Называют его посредством хейти великанов, но это злословие. Не возбраняется называть его именами альфов. Женщину следует обозначать по всяким нарядам, золоту, пиву, вину, по чашам и всему тому, что подобает ей делать. Ее правильно обозначать дарительницей или расточительницей чего-либо».

Почти такое же количество эпитетов как у поэзии существует у золота. Перед тем, как перечислить эпитеты золота, «Эдда» дает рассказ о магическом происхождении и связи золота с поэзией. Золото обнаружили карлики - черные альфы. Андвари владел кольцом, умножающим богатство, Локи (хитрый ас) отнял его у Андвари вместе с золотом. Тогда властитель золота Андвари проклял кольцо и золото так, что владеющий или золотом, или кольцом будет гибнуть. Локи отнес кольцо Одину, а золото за выкуп поэзии великану, узнав об этом, другие великаны стали отнимать у Локи кольцо и дар поэзии, и в результате они убили друг друга. Золото также досталось Одину. Названия золота: огонь Эгира, слезы Фрейи, слово великанов, дождь Драупнира (кольцо сына Одина), огонь вод, огонь руки, остров руки, блеск руки, пылающий уголь руки, янтарь моря, звонкий костер руки.

«Вождь тороватый (Локи)

дружинникам даровал

Феньи работу,

Фафнира землю,

Гласира иглы,

Грани поклажу,

Драупнира капли,

перину змея.

Щедрый одаривал,

Мужи принимали

волосы Сив,

Лед муки Лука,

выкуп за выдру,

Мардёлль слезинки,

огонь реки Орун,

речь великана.

Битвы вершитель

дарил, мы украсились

Тьяцци речами,

наряды без счета,

Рейна рудою,

распрею Нифлунгов,

витязь отважный

не хранил его Бальдр».

Следует привести некоторые выдержки из словаря сложных символических эпитетов - кенингов, находящегося в конце «Младшей Эдды».

«Женщина (дарительница - ива) - подпорка камня, Христ (валькирия) меда, Сюн ожерелья (подставка), береза золота, осина монет, липа льна.

Мужчина - дуб оружия и сражений, ствол (муж) прута убийства (меч), дерево (муж) губителя щитов (меч), дерево ясеня Улля (щит), ясень вьюги Хоара (Одина), клен льдины руки (серебро), палица ужаса, терн богатства.

Битва - буря оружия, грохот Снёгулы (валькирия), непогода Хоара (Одина), вьюга Хлёкк (валькирия), звон Гёндуль (валькирия).

Меч (колющее оружие обозначается через «лес», «дерево», упоминая рыб и змей и погодные условия) - огонь Одина, пламя (меч) солнца кораблей (щит), луна носа корабля (щит), ладья Улля (щит», земля кольца (кольцо щита), лед щитов, гремящий огонь кольчуги, палуба шлема, темный дракон щита.

Корабль - конь волны, жеребец Гейти (морской конунг), Северный огонь Свейди (морской конунг), зверь пучины, скакун тропы чайки, конь мачты, медвежонок потопа, олень моря, лось потопа, морская колесница Мейти (морской конунг).

Поэт - кузнец корабля Видуура, податель напитка Игга, кузнец стихов (Видур, Иггляина, Одина).

Солнце - забава Двалина, сияние альфов и врёдуль.

Волк - бирик, Фенрир (волк, пожрущий землю, богов и людей в конце мира)

Олень - мотроднир (ступающий по кочкам), даин (мертвый), двалин (медлящий), дунейр, дуратрор.

Конь - Лунг, кровавоногий, Гисль.

Змея - Ермундганд (змей, пожгущий землю), Нидхёгг (сидящий у Ясеня - мирового древа)».

Числовые значения: «Один человек - муж, двое - двоица, трое - троица, 4 - череда, 5 - приятели, 6 - шестерик, 7 - семья, 8 - ватага, 9 - домочадцы, 10 - дозор, 11 - отряд, 12 - дюжина, 13 - толкотня, 14 - челядь, 15 - посольство, 16 - шумиха, 17 - собрание, 20 - дружина, 30 - толпа, 40 - сообщество, 50 - полк, 60 - шайка, 70 - скопище, 80 - век человечий, 100 - сходка».

 

Дополнительное меню

Яндекс.Метрика